РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ: Дмитрий Суслин и его электронные книги. Детская литература.  
  РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ - Дмитрий Суслин и его электронные КНИГИ. Качественная детская литература.      
[ Биография
Интервью
Отклики читателей
Книги
Иллюстрации
Жуткие рассказы
Клуб «Белая башня»
Гостевая книга
Ссылки
]

 
 

Совесть - как научить ребенка быть ответственным за свои поступки.
 

«Моя совесть – покладистая старуха. Слепа на оба глаза, глуха на оба уха!» - говаривал один из персонажей любимейшей книги моего детства «Остров сокровищ». Говаривал конечно же пират и отъявленный злодей. Как же вырастить своего ребенка так, чтобы он не оказался впоследствии настоящим пиратом с подобным жизненным девизом? Задача не из легких.
В первую очередь нам родителям надо разобраться в том, что называется совестью. Совесть, это в первую очередь моральная категория, одна из главных составляющих нравственного облика человека. Но это только тезис. Так что же это такое совесть на самом деле? Заглянем в учебники по этике и узнаем, что совесть – это способность личности познавать этиче6ские ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. Вот что такое совесть. Сама собой у человека она естественно не появляется. Только в процессе воспитания. И мы, родители, воспитывая ребенка, должны ясно осознавать, что привитие совести ребенку это не только долг перед собой, но и перед обществом, как бы это громко и напыщенно не звучало.
К сожалению именно развитие нравственности очень часто родители ставят вовсе не в первую очередь, и даже не во вторую. И они задаются вполне закономерным вопросом: «Зачем? Зачем в нашем жестоком мире, где люди буквально пожирают друг друга в борьбе за материальные блага, за престиж, за место под солнцем, прививать ребенку совесть? Ведь это же будет страшное оружие, которое в первую очередь обратится против него самого?» Именно оружие! Потому что совесть это еще и внутренний суд, который человек вершит над самим собой. «Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека». Не хочется ли после всего вышесказанного спросить: «А надо ли?» Помните крылатую фразу Шурика «Надо, Федя, надо!»? Так вздохнем и сами себе скажем: надо. Почему? Могу назвать три причины. Первое: ребенок выросший без совести, первый и самый больной свой удар нанесет родителям. Жизнь это давно доказала. Второе, без совести он обязательно станет «пиратом». Что будет дальше? Нужны такие люди обществу? Нет. Очень вероятно, что оно отвернет такого человека, а может быть, даже уничтожит его. Кто от этого будет страдать больше всего? Конечно родители. Третье, совесть в конце концов загрызет именно родителей за то, что они не воспитали человека, ответственного за свои дела и поступки.
Ну и последнее. Совесть – это еще и главная составляющая ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО человека. Кто это такой? Это человек делающий добрые дела. Опять смотрим в учебник и находим ответ: активно действующая нравственная ЛИЧНОСТЬ. А уж воспитать из ребенка ЛИЧНОСТЬ желает каждый родитель. Это бесспорно.
Надеюсь, теперь я вас убедил. Значит неизбежно встает вопрос, как научить ребенка быть ответственным за свои поступки? Какие инструменты или воспитательные методы понадобятся для решения этой задачи?
А их не так уж и много.
Прежде всего, с самого раннего возраста надо самыми простыми словами ознакомить ребенка с понятием нравственность и всеми его составляющими. Как это сделать? С помощью ненавязчивых бесед, чтения, просмотра анимационных и художественных фильмов. Когда начинать? Как можно раньше. Как только ребенок овладел речью и стал активно взаимодействовать (общаться) с обществом (семья, родители, родственники, дети во дворе, в садике). Помните, как у Маяковского? «И спросила КРОХА». Ясно, что к отцу пришел не девятиклассник. Почему-то с понятиями совесть и нравственность в школе знакомят только в девятом (а в некоторых программах в десятом) классе. И что спрашивает у отца сын? «Что такое хорошо? И что такое плохо?». Все-таки Владимир Владимирович был гений. В этих двух вопросах и заключена вся нравственность, ибо ее главные категории ДОБРО И ЗЛО. И чем раньше ребенок узнает, что такое добро и зло, тем будет лучше.
Но знать это мало. Надо еще и заложить в ребенка основы добродетельности. С малых лет он должен учиться делать добрые дела, и совершать добрые поступки. Для чего? Для того, чтобы он вырос добродетельным человеком. Еще и для того, чтобы у него не было времени на совершении дел плохих. Противоположностью добродетели является порок. Ребенок должен с детства решить для себя на какую сторону он встает. Добродетель и порок, свет и тьма. И так далее.
Теперь переходим к очень важному моменту. Каким образом ребенок должен отвечать за свои поступки? Ведь не секрет, что любой человек способен совершить что-то плохое. Никто от этого не застрахован, а ребенок в большей степени. Какая система наказаний должна действовать? Кто должен наказывать ребенка за плохие дела? Родители? А вот и нет. Ведь мы знаем, что совестливый человек сам себя судит и сам себя наказывает. Вот чему и надо научить ребенка. Вопросы подобные «Как ты думаешь, чего ты заслуживаешь своим поступком?» должны быть одними из первых. Затем надо вместе с ребенком на равных (ни в коем случае с позиции сверху и в роли судьи и палача) проанализировать совершенный поступок, разобрать в нем, выяснить его причины, вред и последствия. Не надо при этом читать мораль или ругаться. Будьте спокойны и доброжелательны. В конце концов, не вы, а сам ребенок должен дать своему поведению или поступку оценку, и тот начальный вопрос нужно будет повторить еще раз. Этим самым мы и будим в ребенке совесть, будим для того, чтобы она уже никогда не засыпала. И уверяю вас, ребенок после вышеизложенной процедуры вынесет себе наказание куда более суровое, чем он заслуживает. Помните Тему с его «Папа отрежь мою руку за то, что она сломала цветок». А папа Тему ремнем. Что это дало? Только истерику и психологическую травму, рану кровоточащую всю жизнь. А ведь, если все сделать, как выше указано, наказания и не потребуется. Малыш сам научится отвечать за свои поступки. БЕЗ РЕМНЯ И РОДИТЕЛЬСКОГО СУДА. Совесть сделает это куда лучше.
Следующее, это личный пример. Согласитесь, очень редко у бессовестных родителей вырастают совестливые дети. Так что умейте и сами отвечать за свои поступки и не бойтесь делать этого перед детьми. Следите, чтобы морально-нравственный климат вашей семьи был всегда на должном уровне.
Невероятно мощным средством для воспитания нравственной личности я считаю художественную литературу в классических ее образцах. В книгах великих писателей заложено столько добра, сколько его нет нигде. Это неиссякаемый источник. Сделайте все возможное и невозможное, чтобы ваш ребенок искренне полюбил чтение. Если вам это удастся, то будьте спокойны – половину дела за вас сделают книги, а к вам на помощь придут Толстой, Достоевский, Пушкин, Сервантес, Чехов, Диккенс. Согласитесь, неплохая компания.
Наряду с литературой в помощники надо призвать и историю. Отечественную и мировую. В ней столько примеров нравственного мужества, чести, отваги и долга (впрочем, как и их полных противоположностей)! Все они рука об руку идут вместе с совестью. К тому же история прививает человеку такой важный ценностный ориентир, как патриотизм. Изучая и познавая историю, ребенок осознает свою ответственность перед Родиной. А это уже следующий более высокий уровень в развитии и воспитании личности.
 

Дмитрий Суслин, учитель высшей категории, писатель

.

 
  Все статьи
Все книги Электронные книги
Детские книги Скачать книги
Для взрослых Скачать книги бесплатно
Рассказы Бесплатные книги
Фантастика Наша Нарния
Фэнтези Дж,Р,Р.Толкиен и его мир.
Сказки Николай Носов и его мир
Мистика  
Юмор Статьи
Детективы  
Любовные романы библиография