В ночь полной луны романтическая история и
схватке с ведьмой и ее воинством.
Волчонок Ваня мистический триллер о том,
что даже дети в наше время могут стать оборотнями.
Больница скорой помощи роман ужасов о том,
как полчища мертвецов атаковали современную
городскую больницу.
Дом на окраине классический ужастик, в
котором все как всегда: куплен новый дом, а в нем…
Фантом-такси. Сборник городских легенд.
Никто так как таксист не знает, что происходит в
современном городе.
О фильмах ужасов
Основополагающим признаком фильмов ужасов является страх,
который реализуется на экране теми или иными сюжетными
поворотами, событиями, образами и т. д. Данный эмоциональный
элемент может развиваться как на фоне каких-то
фантастических событий (в своё время югославский критик
Бранко Мунтич дал следующее определение жанра «фильм ужасов»
— киножанр, который на фоне фантастических событий развивает
мотив страха как эмоциональную основу поэтического образа),
так и на фоне психопатологических действий, иных проявлений
действия человека, проявления действия природы, стихии,
демонстрации сцен насилия, человеческих внутренностей, крови
и т. д. Кроме того, исходя из определения, поэтического
образа в фильме ужасов может и не быть вовсе — как и всякий
жанр, жанр фильм ужасов не обошло стороной и массовое,
поточное производство таких фильмов, где образ теряется в
шаблонности и заштампованности сюжета и событий.
Как
и во многих иных жанрах кинематографа, перед зрителем в
классическом фильме ужасов предстаёт картина борьбы добра со
злом, где это процесс выражает схема «палач — жертва», где в
качестве палача может выступать чудовище (монстр) или иная
потусторонняя сила, стихия, сам человек и его девиантные
отклонения (безумцы, психопаты, маньяки, убийцы и т. д.).
Однако во многих фильмах такая грань становится
расплывчатой, и не всегда удаётся определить такую схему, а
порой она и вовсе отсутствует, сюжет как бы констатирует
факт и не пытается выразить и определить указанную схему.
Кроме того, для некоторых подобных фильмов, в которых так
или иначе выражается принцип борьбы добра со злом, не всегда
победа принадлежит добру. По мнению киноведа Дмитрия Комма,
нет ничего, что было бы постоянным компонентом хоррора и
составляло бы его формулу. В начале века неотъемлемой чертой
фильма ужасов считалось наличие монстра, сверхъестественного
существа. Но в сороковые годы возникает концепция фильма
ужасов без монстра. Вместе с тем мы знаем множество фильмов,
где есть монстр — вампир, призрак, — при этом не являющихся
хоррорами. Фильм «Призрак любви» Дина Ризи — это не фильм
ужасов, равно как и фильм «Привидение» — классическая
мелодрама. Более того, Комм уверен, что у фильма ужасов нет
не только собственной формулы, но даже собственных сюжетных
моделей. Он, как правило, заимствует их у мелодрамы или
детектива.
Разновидности и поджанры
Слэшер
Слэшер представляет собой поджанр фильмов ужасов (иногда
называемых «фильмы отсчёта тел» или «фильмы мёртвых
подростков»), для которого характерно, как правило, наличие
убийцы-психопата (иногда носящего маску), который преследует
и поочерёдно убивает группу жертв-подростков в типично
случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один
день.
Фильмы о людоедах
Первым фильмом, в определённой степени посвящённом
проявлениям людоедства, является фильм 1963 года «Кровавое
пиршество» («Blood Feast»). В свою очередь, этот
своеобразный поджанр фильмов ужасов отделился от фильмов про
зомби. Проявление каннибализма в фильмах ужасов имеет много
общего с подобным проявлением таких персонажей, как зомби.
Одним из отличительных признаков первого является то, что
каннибалы в фильмах ужасов являются живыми существами, в
отличие от зомби.
Одним же из самых знаменитых фильмов ужасов является серия
фильмов о Ганнибале Лектере — «Молчание ягнят», «Ганнибал»,
«Красный дракон», «Ганнибал: Восхождение». Также немаловажно
значение фильма «Людоед».
Особняком стоит снятый в псевдодокументальной манере цикл
приключенческих фильмов итальянских режиссёров Руджеро
Деодато и Умберто Ленци «Ад каннибалов» (1977—1980), в
основе сюжета которых — трагические истории современных
белых людей, случайно попавших в руки примитивных племен
Южной Америки, Новой Гвинеи и пр.
Тема каннибализма отражена также в российском фильме «Новая
Земля» (2008).
Фильмы об оборотнях
Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой
фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него
последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней.
Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou».
В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм
«Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк».
Спустя почти семьдесят лет вышел римейк последнего фильма
(снял Джо Джонстон). Эти фильмы обозначили многие стереотипы
кинематографических оборотней.
Фильмы о вампирах
Разновидность фильма ужасов, где в качестве основной
враждебной людям стороны фигурируют бессмертные существа,
которые нуждаются в чужой крови, иначе говоря, вампиры.
Фильмы о зомби
Разновидность фильма ужасов, где в качестве основной
враждебной людям стороны фигурируют воскресшие мертвецы,
иными словами — зомби. В различных фильмах зомби показаны
по-разному, от еле передвигающихся и разлагающихся на ходу,
до существ, превосходящих людей в скорости, силе, ловкости и
т. п. Есть также фильмы, в которых зомби фигурируют в образе
добрых и положительных персонажей, но такой образ зомби
больше характерен для комедий.
Готический фильм
Первые известные готические фильмы (или «фильмы ужасов»)
создал немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау.
Выдающиеся готические фильмы созданы режиссёрами Фрэнсисом
Фордом Копполой («Дракула Брэма Стокера»), Вернером Херцогом
(«Носферату — призрак ночи»).
Комедийные фильмы ужасов
Комедийный фильм ужасов — фильм ужасов с преобладанием
чёрного юмора и пародии, комичностью персонажей и, как
правило, хэппи-эндом. Зачастую, жертвы в данных фильмах
менее симпатичны зрителям, чем источники зла (антигерои).
Значительное и парадоксальное влияние на жанр комедии
оказали казалось бы драматические сюжеты фильмов ужасов,
основанные на убийствах. Чёрный юмор как бы стал оружием
героев и зрителей в борьбе с экранным злом (антигероями
жанра) и, конечно, с самими собой, со своими слабостями и
пороками. Основными источниками юмора, темами для шуток
являются «ляпы» низкокачественных кинокартин, «штампы» и
основные черты жанра, постоянные актёры или герои фильмов
данного жанра (например, Брюс Кемпбелл, Дракула), основные
черты и недостатки антигероев и слабости их жертв (слабости
человека — страхи, сексуальность, вредные привычки). Примеры
комедийных фильмов ужасов: «Комедия ужасов» (1963),
«Зловещие мертвецы» (трилогия, хотя к комедии можно отнести
только третью часть очень известного фильма «Зловещие
Мертвецы 3: Армия Тьмы», а первая и вторая части фильма к
психо-мистическому жанру ужасов), «Бабба Хо-Теп», «Зомби по
имени Шон», «Добро пожаловать в Зомбилэнд», «Зубастики»
(тетралогия), «Убойные каникулы» (2010).
Тенденции в развитии жанра
Маркетинговые исследования показали, что большое число
любителей фильмов ужасов — это подростки и совсем молодые
люди. Поэтому, начиная примерно с конца 1980-х годов, в США
стало выходить много фильмов ужасов, специально рассчитанных
на подростковую аудиторию.