|
Семь
подарков за пять дней!!! |
Не
забудь активировать рассылку, иначе подарки не придут. |
Скорее подпишись на
нашу рассылку, и будешь получать каждый день новый подарок.
Не упусти свой шанс!!! |
-
СТИХИ ДЕТЯМ ПРО ВРЕМЕНА ГОДА (19)
- Стихи про весну (5)
- Стихи про зиму (7)
- Стихи про лето (4)
- Стихи про осень (3)
- Стихи детям про город
(5)
- ДЕТСКИЕ СТИХИ ПРО
ЖИВОТНЫХ (54)
- Стихи детям
про диких животных (14)
- Стихи детям про
домашних животных (11)
- Стихи детям про
насекомых (7)
- Стихи детям про птиц
(11)
- Стихи детям про рыб
(6)
- стихи детям про
здоровье (3)
- стихи детям про игрушки
(10)
- стихи детям про игры
(5)
- стихи детям про
инструменты (8)
- стихи детям про
профессии (16)
- стихи детям про разное
(4)
- стихи детям про
растения (17)
-
СТИХИ ДЕТЯМ ПРО СЕМЬЮ (62)
- Стихи про бабушку
(2)
- Стихи про дедушку
(2)
- Стихи про детей
(47)
- Стихи про маму (7)
- Стихи про папу (4)
- стихи детям про
сказочных героев (6)
- стихи детям про
транспорт (3)
- стихи детям про
школьные принадлежности (8)
- стихи-поучилки (8)
- Заклички (10)
- Правила дорожного
движения (4)
- Стихи про 23 Февраля
(7)
- Стихи про 8 марта (9)
- стихи про геометрические
Фигуры (4)
СТИХИ ДЕТЯМ НА САЙТЕ HAPPY KIDS.RU (СЧАСТЛИВЫЕ
ДЕТИ):
- Азбука в стихах
стихи детям к 8 марта Новогодние стихи
- Стихи - колыбельные Стихи к 23
февраля Стихи на английском языке Стихи о весне
Стихи о воде Стихи о дожде Стихи о друзьях
Стихи о животных Стихи о здоровье
- Стихи о лесе Стихи о лете Стихи
о маме Стихи о мышке
- Стихи о сестре Стихи о солнце
Стихи о счастье Стихи об июле
- Стихи об уборке Стихи про
бабушку Стихи про вечер
- Стихи про деда мороза Стихи про
детский сад
- Стихи про зиму Стихи про зиму
Стихи про осень
- Стихи про снеговика Стихи про февраль
Стихи про январь
Напоследок предлагаем нашему читателю отрывок из статьи
Елены Евсеевой, вернее ту ее часть, где анализируются и
разбираются стихи детям. Всю статью можно прочитать
ЗДЕСЬ
О детской литературе и детском писателе
...продолжим наш разговор о некоторых особенностях
восприятия окружающего мира детьми, которыми, в свою
очередь, должны обладать (в той или иной степени конечно), и
детские писатели. Не буду заострять внимание на таких вещах,
как неумение детей в воспринимаемом предмете отделить
главное и существенное от деталей и подробностей, а так же
на синкретизме детского восприятия (осмысливании всего
предмета по какой-то одной случайной детали). Об этом уже
сотни статей написаны и куча диссертаций защищена. Тем более
что данными особенностями взрослому человеку обладать
совершенно не обязательно, а не то совсем уж клиника
какая-то получится! Остановлюсь на другом. Ребёнок –
новенький человек, пришедший в новенький, с иголочки (для
ребёнка разумеется) мир и этот мир открывающий. Глаза ему
ещё не намозолили многочисленные надоевшие вещи, мозги ещё
не затуманили различные сомнительные теории и не
прокомпостировала та или иная пропаганда. Поэтому и жизнь он
воспринимает в её первозданной яркости, и краски для него
сияют особым светом, и каждый звук необычайно важен и
отчётлив, и запахи из детства запоминаются потом на все
оставшиеся годы. К сожалению, взрослый утрачивает эту
яркость восприятия и лишь посредством некоторых наркотиков
может вернуться к ней. Пробовать не советую, но скажу, что
детский писатель должен по возможности сохранить хотя бы
воспоминания о былой первозданности этого мира, чтобы потом
создавать яркие, запоминающиеся, живые и осязательные
образы. Синкретизм детского восприятия – в сущности
недостаток – также имеет свою положительную сторону:
повышенное внимание к каждой малосущественной с точки зрения
взрослого детали. Для детей любая трещинка на потолке – не
просто результат осадки дома или плохого ремонта, а явление,
наполненное смыслом и значением: в этой – домик жука, это –
чья-то рука, а это – другая планета! Внимание к деталям
касается также и детской эмоциональности. Дети часто бурно
реагируют на то, что взрослые считают пустяками. Мой
маленький сын, например, несколько дней буквально рыдал
из-за формочки-рыбки, которая, выскользнув из его ручек,
упала в реку, была подхвачена бурным течением и уплыла на
новое место жительства. И таким это оказалось для ребёнка
эмоциональным потрясением, что до сих пор он вспоминает все
подробности данного события, хотя давно уже благополучно
перешёл в подростковый возраст. Вот и детский писатель
должен обладать (о нет, конечно же не такой бурной
реактивностью!) обострённым пониманием пустяка как вещи,
заслуживающей эмоциональной оценки и умением её (эту оценку)
выразить в своих произведениях.
А теперь перейдём к вопросу о некоторых особенностях
детской памяти и детских представлений о предметном мире.
Именно о некоторых, а не обо всех, т. к. не ставлю своей
задачей написать реферат по детской психологии, ибо цель
моей статьи несколько иная: показать, как писатель в своём
творчестве может использовать основы психологических знаний,
чтобы создавать всё же произведения для несколько иной
возрастной категории, нежели та, в которой он сам
благополучно пребывает. Итак, представления. У детей они
характеризуются смутностью, нечёткостью и фрагментарностью,
что обусловлено недостатками восприятия (в частности его
синкретизмом). И поэтому:
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презелёный красный шар! (Сергей Михалков)
Бред сточки зрения взрослого! Но ребёнок-то воспринимает
этот шар как нечто просто очень яркое, и все цвета на свете
поэтому сосредотачиваются для него в одном-единственном
предмете. Соответственно, и представления о вышеупомянутом
шарике приобретают такое экспрессионистическое
звучание. Память детская тоже отличается некоторыми
особенностями и отнюдь не в лучшую, как это принято
непосвящёнными людьми думать, сторону. Конечно, процесс
запоминания у детей по сравнению со взрослыми несколько
ускорен, но крепче всего запоминаются движения - и
вещи, связанные с какими-то эмоциональными моментами (что,
впрочем, можно и у взрослых наблюдать), а вот забывание при
этом происходит значительно быстрее. Так что не надо стонов
по поводу собственного склероза, дорогие мои! Данные
особенности детской памяти (лёгкое запоминание и быстрое
забывание) блестяще использует Эдуард Успенский в некоторых
своих стихах. Внимание! Вспоминаем:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю… и далее:
- Ехал кактус на коне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне…
И вот от таких насущных проблем тотальной
забывчивости плавно перейду к вопросу об особенностях
детского мышления и остановлюсь на нём несколько подробнее,
ибо, по моему мнению, именно этот вопрос является ключевым и
то, состоялся или не состоялся детский автор, во многом
зависит от его умения (либо неумения) знания о данных
особенностях применять для создания своих произведений.
Более того (только больно не бейте, пожалуйста), я возьмусь
утверждать, что детский писатель сам должен обладать
некоторыми отклонениями в мыслительном процессе по сравнению
со «взрослой» нормой. И – поймите меня правильно – я
всё же о норме говорю, а не о клинике, и сумасшедшим при
этом человеку, пишущему для детей, быть совершенно не
обязательно! И всё же… «Никто не обольщай самого себя: если
кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным,
чтобы стать мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие
перед Богом»(1 Кор. 3: 18-19)
А теперь от теории к практике! Да, да, мышление
младших школьников ещё во многом практическое, и принцип
наглядности поэтому – один из основных принципов обучения в
начальных классах, т. к., думая, ребёнок действует
непосредственно с предметами, его окружающими. И как я
раньше уже говорила, все дети – волшебники. Поглядите, как
легко стул у них, к примеру, превращается в космический
корабль, цветок – в прекрасную принцессу, да и сами они – во
что угодно. Тут, конечно, не только мышление – ещё и
воображение подключается и вот уже:
Бегал Петька по дороге,
по дороге, по панели,
бегал Петька по панели
и кричал он : - Га-ра-рар!
Я теперь уже не Петька,
Разойдитесь! Разойдитесь!
Я теперь уже не Петька,
я теперь автомобиль… (Даниил Хармс)
И вообще, детское мышление ещё не способно устанавливать
в полном объёме логические связи между предметами, а так же
элементарно правильно это делать. Даниил Хармс – король
абсурда – прекрасно понимал это, и отсутствие логики
становится у него своеобразной логикой, которая, конечно же,
и на взрослую жизнь распространяется. А в детских стихах:
А вы знаете, что НА
А вы знаете, что НЕ
А вы знаете, что БЕ
Что на небе вместо солнца
Скоро будет колесо?..
И дальше, в полном соответствии с детским мышлением, бред
развивается совсем уж до небывалого размера:
- Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
НУ ТАРЕЛКА,
НУ ЛЕПЁШКА,
НУ ЕШЁ ТУДА-СЮДА.
А УЖ ЕСЛИ КОЛЕСО –
ЭТО ПРОСТО ЕРУНДА! (курсив – мой)
В данном случае ещё и несформированность понятий роль
играет. Солнце для ребёнка – прежде всего нечто круглое и
жёлтое, и поэтому заменить его могут и колесо, и тарелка, и
вообще любой подходящий для этого предмет. А что Солнце –
ещё и звезда, в недрах которой термоядерные реакции
происходят и посему заставить исполнять его обязанности,
скажем, блин или лепёшку ну никак невозможно, ребёнок как-то
не догадывается! И не пытайтесь, дорогие мои, раскрывать ему
глаза на это, а иначе уже энциклопедия получится, а не
детская литература! Зато уж если малыш овладевает
какими-либо представлениями и понятиями, большое
удовольствие доставляет ему переворачивать их с ног на
голову. Отсюда – огромное количество путаниц в детской
литературе (в фольклоре, к слову, тоже). Форму путаницы
использовали К. И. Чуковский в одноимённой сказке, С.
Михалков ( «Фома»), Джанни Родари ( «Джельсомино в стране
лгунов»), Л. Кэррол (в «Алисе…») и др. И вот тут хочу снова
вспомнить о Григории Остере и сказать несколько слов в
защиту его «Вредных советов», хотя этот креативнейший
писатель, как я думаю, ни в чьей защите не нуждается. И всё
же не единожды я слышала мнение, что «Вредные советы» - вещь
недопустимая, т. к. учит детей всяким гадостям. Так вот,
хорошие мои, произведение это – не что иное как путаница, но
не на уровне предметов и персонажей, а на уровне правил и
норм поведения. И адресовано оно детям, эти правила и нормы
уже освоившим, а никак не 2-х – 5-и-летним малышам! И если
учитывать возрастные ограничения (а большой популярностью
книга пользуется и у взрослых) это произведение вполне
соответствует духу и понятиям детской литературы. Только не
пытайтесь всё же идти по стопам
Г Остера, создавая нечто подобное. «Вредные советы» – это
ноу хау, а всё остальное будет вторичным и действительно
вредным. И здесь, чтобы не быть голословной, приведу отрывок
из стихотворения Владимира Степанова из его книги
«Детки-конфетки», вышедшей в Москве в 2006 г., причём с
пометкой «для самых маленьких», заметьте!
…Лучше, дети, тра-та-та –
Вам за хвост поймать кота,
Потрепать кота за ушки,
Сделать домик из подушки,
А потом схватить за шкирку
И коту устроить стирку…
Как увидит воду кот,
Кот царапаться начнёт.
Отвечайте без утайки,
Симы, Димочки и Майки:
Вам не страшен жгучий йод?
Если нет, тогда - вперёд!
И надо было видеть недоумение на личике моей пятилетней
дочери, когда я ей прочла данные вирши! Дело в том, что этот
«вредный совет», лишённый бьющей в глаза ироничности Остера,
становится действительно вполне серьёзной инструкцией
взрослого дяди по эксплуатации бедного животного с целью
получения как можно большего удовольствия. И упаси нас,
Боже, от такой литературы!
И последнее, на что я хочу обратить внимание - речь
ребёнка и, соответственно, речь литературных произведений
автора, для этого ребёнка пишущего. Дело в том, что данная
структура у маленького человечка находится в стадии
формирования. И не последнюю роль в этом формировании играет
детский писатель, и посему мы должны давать образцы
узаконенной литературной речи с соблюдением всех известных
норм и правил. Ну вот, дорогие мои собратья по перу, в этом
месте своего повествования, высказав, в общем-то, совершенно
правильную мысль, я уже зевать начала. А как же юмор,
словотворчество, уже упоминавшаяся мною игра словами,
наконец?! Безусловно, всё это должно присутствовать, иначе
детская литература превратится в скучищу назидательную и
благополучно почиет в бозе. Но, используя весёлые словесные
навороты, писатель должен быть уверенным, что норму
литературную ребёнок того возраста, для которого он пишет,
уже усвоил и не воспримет его (писательское) слово как
истину в последней инстанции или руководство к действию.
Короче, писать по возможности нужно так, чтобы ребёнок
понимал, когда с ним играют, а когда говорят совершенно
серьёзно. И тогда в детской литературе вполне допустимы,
например, такие вещи, как в прекрасном стихотворении Игоря
Шевчука:
Нету ногов у микробов –
Только щупальцы одни!!!
|
|