РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ: Дмитрий Суслин и его электронные книги. Детская литература.  
  РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ - Дмитрий Суслин и его электронные КНИГИ.Детская литература.      
[ Биография
Интервью
Отклики читателей
Книги
Иллюстрации
Жуткие рассказы
Клуб «Белая башня»
Гостевая книга
Ссылки
]
 

Чтобы стать писателем, сначала стань читателем!

 
  Автор: Андрей СЕРГЕЕВ. 25.09.2008
 
“Писатель детских книг” — так говорит о себе Дмитрий Суслин. К настоящему времени изданы более двадцати его книг суммарным тиражом свыше 130 тысяч экземпляров. Мы встретились с ним в лицее № 2 Чебоксар, где он ведет уроки истории и обществознания.

 

Дмитрий Суслин: “Современный писатель творит за компьютером”. Фото Валерия Бакланова.
Дмитрий Суслин: “Современный писатель творит за компьютером”. Фото Валерия Бакланова.
 

наше досье

Дмитрий Суслин родился в 1970 году в Норильске. Затем семья переехала в Чебоксары. Здесь он вырос, пошел в школу. Окончил исторический факультет ЧГУ. Преподавал в гимназии № 2, год назад перешел в лицей № 2. Имеет высшую квалификационную категорию, лауреат республиканского конкурса “Учитель года-2002”.

Впервые его повесть “В ночь полной луны” опубликована в 1994 году. Сотрудничает с рядом московских и Чувашским книжным издательствами. У юных читателей наиболее популярны цикл произведений “Страна остановленного времени” и трилогия “Хранитель кольца” —  вольное продолжение произведений Толкина.

Женат. Воспитывает дочь.

Дмитрий Юрьевич, как “приходят” сюжеты книг?

— Каждый раз это происходит по-разному. Иногда идеи возникают сразу, и остается только их перенести на бумагу. Бывает и наоборот: сижу перед чистым листом в ожидании вдохновения. Чаще всего сюжеты вымышленны, хотя в сборнике рассказов “Валентинка” (вышла в мае этого года в московском издательстве “Аквилегия-М”) почти все истории основаны на реальных событиях. Ведь, чтобы набраться впечатлений, достаточно выйти на балкон соб­ственной квартиры. После уроков часто общаюсь с ребятами, выслушал не один десяток случаев, приключившихся с ними. А еще я и сам папа, у меня дочь-школьница.

Говорят, что писать для детей сложнее, чем для взрослых.

— Писательский труд сам по себе нелегок. Во время работы всегда следует соблюдать ряд ограничений, оставаться в рамках конкретного жанра и стиля. Когда же пишешь для ребят, нужно  изъясняться на простом, понятном языке. Текст должен быть, как сейчас говорят, читабельным, иначе его читать не станут. Кроме того, в каждом хорошем “детском” авторе сидят внутренний редактор и цензор, они и направляют руку писателя.

Дети какого возраста читают ваши книги?

— Я пишу как для самых маленьких, так и для мальчишек и девчонок постарше, для подрост­ков, юношей и девушек. Есть у меня в писательском багаже несколько книг и для взрослых. Правда, возникли сложности с их изданием, потому я остановился на том, что у меня получается лучше и востребовано книжными издательствами.

Очень “урожайным” стал для меня нынешний 2008 год. Кроме упомянутого сборника “Валентинка” в серии “Черный котенок” (издательство “Эксмо”) появился детский детектив “Сокровище с неба”. А еще Чувашское книжное издательство выпустило этнографиче­скую сказку “Юрапи”. События в ней происходят в глубокой древности.

Учителя используют сказку в качестве учебного пособия по истории родного края?

— Она с таким расчетом задумывалась, писалась и издавалась, это был заказ издательства. Чаще всего именно так я работаю. Лишь начинающий писатель может позволить себе сочинять то, что хочет. Однако в этом случае высок риск, что рукопись нигде не примут и она окажется невостребованной. Потому желание издателя стоит на первом месте.

Есть нелюбимые произведения?

— Нет. Точно так же, как у матери не может быть нелюбимых детей. Каждая книга выстрадана. Правда, порой с ними случаются и форс-мажорные обстоятельства. Цикл “Страна остановленного времени” я считаю весьма удачным, хотя с его изданием не все проходило гладко. К 1998 году издательство успело выпустить четыре из семи книг. После дефолта этот проект заморозили. В результате многие поклонники “Рыцаря Катерино” и “Прин­ца белой башни” так и не узнали, чем закончилась история. Конечно, в сети Интернет я издал цикл целиком, но с экрана компьютера или в распечатке принтера книги читает весьма узкий круг людей.

К счастью, мальчишкам и девчонкам представилась возможность их прочитать. Более десяти лет сотрудничаю с редакцией газеты “Школьники”, где опубликовал все свои произведения. Так что отложенных “в стол” рукописей у меня практически нет.

Что посоветуете человеку, который хочет стать писателем?

— В первую очередь стать... читателем. Прочитать максимально возможное число книг. Знать лучшие образцы того жанра, в котором собираешься творить. Если пишешь фантастический роман или повесть, изволь знать творчество как российских, так и зарубежных авторов, чтобы не по­вторяться и не изобретать велосипед. Все литераторы, которых знаю, невероятно начитанные люди.

Второй совет — побольше писать. Стиль, по которому легко узнать автора, создается и шлифуется только в процессе написания книг. Кстати, сегодня гораздо больше возможностей для публикации, чем 10 лет назад. Текст можно разместить в Интернете.    

Кто из авторов для вас является маяком в современной детской литературе?

— В сентябре нынешнего года на книжной выставке-ярмарке в Москве свои новые книги  представил Владислав Крапивин. Последние 15 лет он не издавался, потому со­временные подростки не знают его книг. К счастью, ситуация меняется. Повести и романы Крапивина снова появились в магазинах. Если бы в детстве я не читал его произведений, то, вполне вероятно, не стал бы писателем.

Еще один ориентир — Эдуард Успенский. Считаю, мне очень повезло. С ним, как и с Крапивиным, я знаком лично. Успенский давал нам уроки мастер­ства на семинаре для детских писателей.

Книги приносят доход?

— Отнюдь. По крайней мере, я не смог бы прокормить себя и семью только написанием книжек, тем более детских. Получаю от этого занятия, скорее, моральное удовлетворение. То, что происходит сегодня с дет­ской литературой, иллюзий не оставляет. Последнее десятилетие тиражи неуклонно сокращаются, как и количество новинок. Это связано с тем, что ребята стали меньше читать, а папы и мамы меньше покупать книг. Новое поколение часто отвергает тех героев, на примере которых росли родители. Молодежь хочет читать о себе и своем времени. 

Может, следует выпускать более красочные издания?

— Действительно, внешний вид и оформление книги весьма важны. В том же издательстве “Аквилегия-М” вышел сборник рассказов “Мой веселый выходной” Марины Дружининой. Предыдущий издатель не смог распродать тираж. В издательстве изменили оформление и обложку, оставив текст неизменным. В результате сборник очень хорошо разошелся и переиздавался уже трижды!

Нужны и иллюстрации. Если для самых маленьких еще выпускают книжки с картинками, то для младшего школьного возраста, не говоря уж о среднем и старшем, таких выходит очень мало. Издатели нередко экономят на иллюстрациях. В некоторых случаях они просто не предусмотрены форматом серии.

Очень хорошие художники трудились над книгой “Рыцарь Катерино”. В нее, объемом 300 страниц, было включено около сотни рисунков! Очень красочное получилось издание. Считаю, такой и должна быть современная книга для детей.

Писатели были в вашем роду?

 — О них мне ничего не известно, хотя среди предков есть люди творческие, а педагогов как минимум двое. Прабабушка по материнской линии училась в Симбирской гимназии у Ивана Яковлевича Яковлева, потом сама стала учительницей. Преподавала в школе и ее дочь, моя бабушка. По отцовской линии известен двоюродный брат дедушки Михаил Яковлевич Суслин. Статья о нем есть в Большой совет­ской энциклопедии: он ученый-математик, один из создателей теории множеств.

Вы демократичный или авторитарный учитель?

— Наверное, ближе к первому, хотя об этом следует спросить моих учеников. По крайней мере, всегда даю возможность исправить плохую оценку.

Обратил внимание, что на вашем сайте есть специальная ссылка: “Для учащихся лицея № 2”, где размещены зачетные задания, нужно ответить на вопросы тестов. Думаю, немногие учителя в Чувашии используют такую форму проверки знаний учащихся.

— Это не прихоть, скорее, необходимость, которую диктует уровень развития образования. Интернет уже стал неотъемлемой частью процесса обучения. По крайней мере, старшеклассникам приходится осваивать такие методы работы.

А еще на моем сайте dmsuslin.narod.ru желающие могут в режиме он-лайн прочитать любую книгу писателя Суслина.

— Фраза “ни дня без строчки” ...

— ... не про меня. Писательский труд весьма выматывает, особенно эмоционально. Непросто совмещать его с преподавательской деятельностью. Я довольно долго восстанавливаюсь и ничего в это время не пишу. Слушаю классическую музыку. Собираю коллекцию фильмов, особенно французских, с Бельмондо.

Андрей СЕРГЕЕВ. 

"Грани" от 25 сентября 2008 г.

Страна Остановленного времени.

 
 

   
Все книги Электронные книги
Детские книги Скачать книги
Для взрослых Скачать книги бесплатно
Рассказы Бесплатные книги
Фантастика Наша Нарния
Фэнтези Дж,Р,Р.Толкиен и его мир.
Сказки Николай Носов и его мир
Мистика  
Юмор Статьи
Детективы  
Любовные романы библиография