“Писатель детских книг”
— так говорит о себе Дмитрий Суслин. К настоящему
времени изданы более двадцати его книг суммарным
тиражом свыше 130 тысяч экземпляров. Мы встретились
с ним в лицее № 2 Чебоксар, где он ведет уроки
истории и обществознания.
Дмитрий Суслин: “Современный писатель творит
за компьютером”. Фото Валерия Бакланова.
наше досье
Дмитрий Суслин родился в 1970 году в Норильске.
Затем семья переехала в Чебоксары. Здесь он вырос,
пошел в школу. Окончил исторический факультет ЧГУ.
Преподавал в гимназии № 2, год назад перешел в лицей
№ 2. Имеет высшую квалификационную категорию,
лауреат республиканского конкурса “Учитель
года-2002”.
Впервые его повесть “В ночь полной луны”
опубликована в 1994 году. Сотрудничает с рядом
московских и Чувашским книжным издательствами. У
юных читателей наиболее популярны цикл произведений
“Страна остановленного времени” и трилогия
“Хранитель кольца” — вольное продолжение
произведений Толкина.
Женат. Воспитывает дочь.
— Дмитрий Юрьевич, как “приходят” сюжеты книг?
— Каждый раз это происходит по-разному. Иногда
идеи возникают сразу, и остается только их перенести
на бумагу. Бывает и наоборот: сижу перед чистым
листом в ожидании вдохновения. Чаще всего сюжеты
вымышленны, хотя в сборнике рассказов “Валентинка”
(вышла в мае этого года в московском издательстве
“Аквилегия-М”) почти все истории основаны на
реальных событиях. Ведь, чтобы набраться
впечатлений, достаточно выйти на балкон собственной
квартиры. После уроков часто общаюсь с ребятами,
выслушал не один десяток случаев, приключившихся с
ними. А еще я и сам папа, у меня дочь-школьница.
— Говорят, что писать для детей сложнее, чем для
взрослых.
— Писательский труд сам по себе нелегок. Во время
работы всегда следует соблюдать ряд ограничений,
оставаться в рамках конкретного жанра и стиля. Когда
же пишешь для ребят, нужно изъясняться на простом,
понятном языке. Текст должен быть, как сейчас
говорят, читабельным, иначе его читать не станут.
Кроме того, в каждом хорошем “детском” авторе сидят
внутренний редактор и цензор, они и направляют руку
писателя.
— Дети какого возраста читают ваши книги?
— Я пишу как для самых маленьких, так и для
мальчишек и девчонок постарше, для подростков,
юношей и девушек. Есть у меня в писательском багаже
несколько книг и для взрослых. Правда, возникли
сложности с их изданием, потому я остановился на
том, что у меня получается лучше и востребовано
книжными издательствами.
Очень “урожайным” стал для меня нынешний 2008
год. Кроме упомянутого сборника “Валентинка” в серии
“Черный котенок” (издательство “Эксмо”) появился
детский детектив “Сокровище с неба”. А еще Чувашское
книжное издательство выпустило этнографическую
сказку “Юрапи”. События в ней происходят в глубокой
древности.
— Учителя используют сказку в качестве учебного
пособия по истории родного края?
— Она с таким расчетом задумывалась, писалась и
издавалась, это был заказ издательства. Чаще всего
именно так я работаю. Лишь начинающий писатель может
позволить себе сочинять то, что хочет. Однако в этом
случае высок риск, что рукопись нигде не примут и
она окажется невостребованной. Потому желание
издателя стоит на первом месте.
— Есть нелюбимые произведения?
— Нет. Точно так же, как у матери не может быть
нелюбимых детей. Каждая книга выстрадана. Правда,
порой с ними случаются и форс-мажорные
обстоятельства. Цикл “Страна остановленного времени”
я считаю весьма удачным, хотя с его изданием не все
проходило гладко. К 1998 году издательство успело
выпустить четыре из семи книг. После дефолта этот
проект заморозили. В результате многие поклонники
“Рыцаря Катерино” и “Принца белой башни” так и не
узнали, чем закончилась история. Конечно, в сети
Интернет я издал цикл целиком, но с экрана
компьютера или в распечатке принтера книги читает
весьма узкий круг людей.
К счастью, мальчишкам и девчонкам представилась
возможность их прочитать. Более десяти лет
сотрудничаю с редакцией газеты “Школьники”, где
опубликовал все свои произведения. Так что
отложенных “в стол” рукописей у меня практически
нет.
— Что посоветуете человеку, который хочет стать
писателем?
— В первую очередь стать... читателем. Прочитать
максимально возможное число книг. Знать лучшие
образцы того жанра, в котором собираешься творить.
Если пишешь фантастический роман или повесть, изволь
знать творчество как российских, так и зарубежных
авторов, чтобы не повторяться и не изобретать
велосипед. Все литераторы, которых знаю, невероятно
начитанные люди.
Второй совет — побольше писать. Стиль, по
которому легко узнать автора, создается и шлифуется
только в процессе написания книг. Кстати, сегодня
гораздо больше возможностей для публикации, чем 10
лет назад. Текст можно разместить в Интернете.
— Кто из авторов для вас является маяком в
современной детской литературе?
— В сентябре нынешнего года на книжной
выставке-ярмарке в Москве свои новые книги
представил Владислав Крапивин. Последние 15 лет он
не издавался, потому современные подростки не знают
его книг. К счастью, ситуация меняется. Повести и
романы Крапивина снова появились в магазинах. Если
бы в детстве я не читал его произведений, то, вполне
вероятно, не стал бы писателем.
Еще один ориентир — Эдуард Успенский. Считаю, мне
очень повезло. С ним, как и с Крапивиным, я знаком
лично. Успенский давал нам уроки мастерства на
семинаре для детских писателей.
— Книги приносят доход?
— Отнюдь. По крайней мере, я не смог бы
прокормить себя и семью только написанием книжек,
тем более детских. Получаю от этого занятия, скорее,
моральное удовлетворение. То, что происходит сегодня
с детской литературой, иллюзий не оставляет.
Последнее десятилетие тиражи неуклонно сокращаются,
как и количество новинок. Это связано с тем, что
ребята стали меньше читать, а папы и мамы меньше
покупать книг. Новое поколение часто отвергает тех
героев, на примере которых росли родители. Молодежь
хочет читать о себе и своем времени.
— Может, следует выпускать более красочные
издания?
— Действительно, внешний вид и оформление книги
весьма важны. В том же издательстве “Аквилегия-М”
вышел сборник рассказов “Мой веселый выходной”
Марины Дружининой. Предыдущий издатель не смог
распродать тираж. В издательстве изменили оформление
и обложку, оставив текст неизменным. В результате
сборник очень хорошо разошелся и переиздавался уже
трижды!
Нужны и иллюстрации. Если для самых маленьких еще
выпускают книжки с картинками, то для младшего
школьного возраста, не говоря уж о среднем и
старшем, таких выходит очень мало. Издатели нередко
экономят на иллюстрациях. В некоторых случаях они
просто не предусмотрены форматом серии.
Очень хорошие художники трудились над книгой
“Рыцарь Катерино”. В нее, объемом 300 страниц, было
включено около сотни рисунков! Очень красочное
получилось издание. Считаю, такой и должна быть
современная книга для детей.
— Писатели были в вашем роду?
— О них мне ничего не известно, хотя среди
предков есть люди творческие, а педагогов как
минимум двое. Прабабушка по материнской линии
училась в Симбирской гимназии у Ивана Яковлевича
Яковлева, потом сама стала учительницей. Преподавала
в школе и ее дочь, моя бабушка. По отцовской линии
известен двоюродный брат дедушки Михаил Яковлевич
Суслин. Статья о нем есть в Большой советской
энциклопедии: он ученый-математик, один из
создателей теории множеств.
— Вы демократичный или авторитарный учитель?
— Наверное, ближе к первому, хотя об этом следует
спросить моих учеников. По крайней мере, всегда даю
возможность исправить плохую оценку.
— Обратил внимание, что на вашем сайте есть
специальная ссылка: “Для учащихся лицея № 2”, где
размещены зачетные задания, нужно ответить на
вопросы тестов. Думаю, немногие учителя в Чувашии
используют такую форму проверки знаний учащихся.
— Это не прихоть, скорее, необходимость, которую
диктует уровень развития образования. Интернет уже
стал неотъемлемой частью процесса обучения. По
крайней мере, старшеклассникам приходится осваивать
такие методы работы.
А еще на моем сайте dmsuslin.narod.ru желающие
могут в режиме он-лайн прочитать любую книгу
писателя Суслина.
— Фраза “ни дня без строчки” ...
— ... не про меня. Писательский труд весьма
выматывает, особенно эмоционально. Непросто
совмещать его с преподавательской деятельностью. Я
довольно долго восстанавливаюсь и ничего в это время
не пишу. Слушаю классическую музыку. Собираю
коллекцию фильмов, особенно французских, с
Бельмондо.
Андрей СЕРГЕЕВ.
"Грани" от 25 сентября 2008 г.
|