РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ: Дмитрий Суслин и его электронные книги. Детская литература.  
  РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ - Дмитрий Суслин и его электронные КНИГИ.Детская литература.      
[ Биография
Интервью
Отклики читателей
Книги
Иллюстрации
Жуткие рассказы
Клуб «Белая башня»
Гостевая книга
Ссылки
]
 

Дмитрий СУСЛИН: Учителя делают все, чтобы дети книги не читали

Что ни говори, а крутится все вокруг двух столиц — культура, образование, жизнь. Хотя жизнь-то самая настоящая там, за пределами всех этих кольцевых и островов. И жизнь интересная. Дмитрий Суслин родился и вырос в Чебоксарах, здесь стал учителем, здесь написал свои первые повести. Правда, вышли они в Москве. Приключенческие повести и романы для девчонок и мальчишек «Паж Черной королевы», «Рыцарь Катерино», «Кристиан Тринадцатый», «Хоббит и Гэндальф», «Хоббит и Саруман». О литературе, педагогике и молодых читателях мы и решили поговорить с молодым чебоксарским писателем и педагогом Дмитрием Суслиным.

- Дмитрий, тяжело ли быть писателем, живущим далеко от Москвы? И верно ли утверждение, что культура сосредоточена только вокруг столиц? — В столицах концентрируется все: деньги, власть, люди. В том числе и культура. Этот процесс напоминает мне круговорот воды в природе. Существует цикличность. Столица вбирает в себя все самое достойное (и не только), а потом все это возвращается обратно туда, откуда пришло. Тяжело ли быть писателем вдали от Москвы? Сейчас, когда существует интернет, по-моему, это уже никакого значения не имеет. Госпожа удача в паспорт не заглядывает и прописку не проверяет. Это в девятнадцатом веке надо было ехать в Москву или Петербург, чтобы стать писателем. Сейчас достаточно включить компьютер и... главное, чтобы твое творчество было востребованным и кому-то интересным. Неприкаянных писателей в столице наверняка больше, чем во всей России и странах СНГ.

Детская литература: писатель Дмитрий Суслин

 

 — Как вы считаете, что сейчас происходит в детской литературе? — Литература, особенно детская, — это не отрасль промышленности, чтобы в ней что-то происходило. Хотя условно можно принять и такое сравнение. На мой взгляд, сейчас детская литература — это кропотливая работа весьма немногочисленной группы талантливых людей, которые по камушку продолжают строительство золотой пирамиды. Дети хотят, жаждут книг о современности, о себе, о своих проблемах. И это нормально. Но родители и учителя по старинке продолжают впихивать детям книги своего детства и очень удивляются и негодуют, когда их предложения с пренебрежением отвергаются. А это обидно. Ведь есть много неплохих книг, о которых взрослые просто не знают. Из-за лени, из-за нежелания что-либо знать. И очень часто уже не они знакомят детей с книгами, а ребята рассказывают им об интересных новинках.

 — Можно ли труд писателя назвать благодарным? — С точки зрения получения морального удовлетворения от самого литературного процесса — да. С точки зрения реального заработка, который бы позволил хотя бы сносное существование, нет. Литературным трудом мало кому удается себя прокормить, а в детской литературе и подавно. Приходится заниматься смежными профессиями. Зато морального удовлетворения сколько угодно. Встречи с юными читателями, творческие поездки и грандиозные планы, поиск идей.

 — Что говорят ваши читатели? — Я регулярно встречаюсь с ребятами. Без этого наша работа вообще не имеет смысла. Что говорят? В основном задают вопросы. Самые разные. Про жизнь, про творчество, а в конце концов обещают, что будут больше читать. Это для меня самое главное — заразить ребят вирусом чтения. Это самый лучший вирус в мире, и я его распространяю вот уже много лет.

 — Учителя бьют в набат — дети все меньше и меньше читают. Какая книга способна их отвлечь от компьютера и телевизора? — Вот уже пятнадцать лет я работаю в школе, но ни разу не видел учителей, которые бы в этот самый набат били. Напротив, именно они делают все возможное, чтобы дети не читали современную художественную литературу, загружая их бесчисленными домашними заданиями. На мой вопрос детям, почему вы не читаете, всегда слышу один ответ: некогда, уроков много. Увы, таково современное образование. Учеба, учеба, и еще раз учеба. А вовсе не телевизоры и компьютеры здесь виной. Они для тех ребят, которые не стали бы читателями в любых обстоятельствах. Какая книга отвлечет от всего этого? Любая, если она будет не скучная.

 — Почему из всех школьных предметов вы выбрали историю? — С детства любил читать исторические повести и романы. А учебники истории прочитывал от корки до корки еще в сентябре, так что потом пятерки получал без особого труда. Кстати, многие мои ученики тоже так делают. Мир прошлого для меня представляет неисчерпаемый источник чего-то интересного и увлекательного. Всегда хотелось, да и сейчас хочется, узнать больше. Поэтому когда пришлось выбирать, куда идти учиться, особенно не мучился. Пошел на исторический факультет, о чем ни разу не пожалел.

 — Знают ли ваши ученики, что вы писатель? — Конечно, знают. Но учебный процесс отнимает столько времени, душевных и физических сил, что эти знания мало что значат. Прежде всего, для ребят я учитель, то есть человек, который дает знания, а затем их контролирует и ставит оценки. И это детей держит в постоянном тонусе. А писатель где-то там, на пятом месте. Но бывают дни, когда я прямо в школе устраиваю литературные встречи, презентации книг, собираю детский литературный клуб. Вот в эти часы господин писатель надевает белый костюм, принимает вид полной одухотворенности и занимает почетное первое место.

 — Попадали ли в ваши книги истории, взятые из жизни? — В основе большинства моих произведений, которые написаны в жанре сказки, фантастики, детектива, прежде всего лежит вымысел, в который изредка и довольно робко вплетаются элементы жизни. Однако в последние годы все чаще обращаю свой взор в реальный мир и его проблемы. Так в моей новой книге, а это сборник рассказов «Валентинка», почти все истории основаны на реальных событиях. Мне пришлось немало пообщаться с ребятами и выслушать не один десяток жизненных случаев, чтобы набрался достаточный материал для написания целого сборника рассказов. Что-то припомнил из собственного детства. У меня на глазах растет дочь, я много общаюсь с ее одноклассниками, соседями со двора, это тоже дает массу впечатлений. А иногда достаточно выйти на балкон, чтобы увидеть что-нибудь интересное из страны детства. Также очень жизненной считаю свою повесть «Как Димка за права человека боролся». В ней говорится о проблеме, которая назревала последние сорок лет, а в настоящий момент, на мой взгляд, представляет собой самую настоящую угрозу нашей национальной безопасности. Я имею в виду не просто безотцовщину в ее чистом виде, а еще и полное отстранение современных мужчин от процесса воспитания и обучения детей.

 — Проверяете ли вы свои новые книги на своих учениках? — Не до этого. Столько всего приходится проверять другого! Домашние работы, рефераты, доклады, сочинения, презентации, проекты. Если еще и свои книги им задавать, то может начаться бунт, как на броненосце «Потемкин». А тут уж спасайся, кто может. За шиворот и в воду. Шучу. Конечно, мне очень интересно знать, что думают ребята о моих книгах. Иногда можно услышать очень горькую правду.

 — Какой герой нужен вашему читателю? — Самый разный. Потому что все мы живем в многообразном мире, и литература просто обязана отражать это самое многообразие. А раз так, то и герои могут быть и должны быть самыми разношерстными: мальчики и девочки, малыши, подростки, взрослые дяди и тети, бабушки и дедушки, звери, птицы, фантастические существа, предметы, в конце концов! Всем найдется место в читательских сердцах. Условие для литературного героя может быть только одно. Он должен быть интересен, понятен и близок!  — А как же быть с пресловутым Гарри Поттером? — Для меня Гарри Поттер это, в первую очередь, мальчик, о котором узнал весь мир, как когда-то очень давно он точно так же узнал Гадкого утенка. По воле судьбы этот персонаж оказался удачным. Я имею в виду не самого героя, а читательский интерес к нему. Весь мир откликнулся на проблемы сироты, который остался один на один со всеми силами зла. О литературном качестве этой серии говорить воздержусь, потому что еще не дал свою оценку главный эксперт по искусству — его величество Время. Вот пройдет лет двадцать, тридцать, тогда очень многое станет ясно, что это, мода или литература.  — Жанры, в которых вы пишете, считаются коммерческими. Насколько долгую судьбу вы пророчите своим произведениям? Они будут интересны читателям следующего поколения? — Мне кажется, что для детской литературы термин «коммерция» не очень допустим. Что такое коммерция? Это создание продукта, который должен принести прибыль. А прибыль сейчас приносят учебники, произведения, включенные в школьную программу. Потому что детей эту продукцию покупать заставляют. Отсюда и прибыль. А сказки, детективы и фантастика грустят и пылятся на полках книжных магазинов. На них уже денег не хватает. Так что коммерцией тут и не пахнет. А жанры эти лучше называть популярными. Издательства издают подобную литературу исключительно из благотворительных побуждений, хотя если они этого не будут делать, то через десять-пятнадцать лет им просто некому будет продавать уже и взрослые книги. Что касается того, долгая ли будет судьба у моих книг, покажет время. А я, конечно, как и всякий автор, желаю своим книгам долгой и счастливой жизни и много-много читателей.  — Когда вы написали свое первое произведение? — Как только освоил грамоту, наверное. Мне было лет шесть. Это была сказка про гномика, у которого был домик. Иллюстрации тоже были мои. Сюжет сказки я уже не помню, но зато очень хорошо помню реакцию моих первых читателей. Родные и близкие откровенно хохотали над грамматическими ошибками и за ними совершенно не разглядели литературную ценность самого произведения. Это надолго охладило мой пыл, и в следующий раз я взялся за перо только в третьем классе. Тогда еще никто не знал слова «Фэнтези», но мои герои уже увлеченно штурмовали придуманный мною фантастический мир. Взрослым я больше не доверял, и моими читателями стали одноклассники. Так я впервые обрел благодарную и внимательную аудиторию, и в отличие от взрослой, она меня еще ни разу не подводила.  — Я знаю, что вы внимательно отслеживаете все литературные новинки. Какого автора вы бы порекомендовали молодым читателям? — Дмитрия Суслина, конечно! Сегодня немало молодых писателей. Дмитрия Емца и Тамару Крюкову даже рекомендовать излишне, у них и так уже целая читательская армия. А вот Елену Нестерину, Елену Усачеву, Стаса Востокова, Владимира Сотникова, Сергея Махотина очень даже советую. Из иностранных авторов Ульфа Старка и Аннику Тор из Швеции. Все они пишут отличные книги.

Ульяна БОРОДИНА

Избирательное право. Учительская газета. №24 (0414) 12 июня, 2008
Страна Остановленного времени.

 
 

   
Все книги Электронные книги
Детские книги Скачать книги
Для взрослых Скачать книги бесплатно
Рассказы Бесплатные книги
Фантастика Наша Нарния
Фэнтези Дж,Р,Р.Толкиен и его мир.
Сказки Николай Носов и его мир
Мистика  
Юмор Статьи
Детективы  
Любовные романы библиография