Я сразу же, почему-то подумала о книгах
Карнеги, которые я читала в старших классах. И знаете,
почему? При сегодняшнем буме на психологическую литературу,
в которой рассказывается как стать счастливым и добиться
успеха в жизни, и которой завалены все полки Дома книги в
Москве на Новом Арбате, я думаю, должен существовать спрос и
на подобную литературу для подростков и молодежи. Я уверена,
что вы хорошо это чувствуете, потому что у вас каждый день
идет общение с детьми. В какой-то мере ваша статья о любви
тоже помогает стать счастливым человеком. Сегодняшние дети
не те же, что дети 80-х и 90-х годов прошлого столетия. И
хорошо, когда детский писатель это понимает. Я имею ввиду
вас. К сожалению, не все детские писатели могут это понять
или не хотят учитывать. По поводу сегодняшних детей, я помню
выступление одного человека в прошлом году, который много
общается со вчерашними выпускниками. Так вот он сказал, что
по итогам опроса, темы, которые больше всего интересуют
вчерашних выпускников, это карьера и life style (стиль
жизни). Это видно даже по тому, какие профессии они выбирают
в 10 лет. Если вчера это были космонавт и просто врач, то
сегодня дизайнер интерьеров и дантист (зубной врач). Это не
лучше и не хуже, это иначе. Дети смотрят на свое будущее
более прагматично. Поэтому я думаю, что ваша книга очень
своевременная!
Светлана Мартынова, главный редактор
журнала PEREMENA (Париж)
ТАЙНА ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ, или КАК СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ В ШКОЛЕ,
В ВУЗЕ, В ЖИЗНИ
Кто
я такой и почему я написал эту книгу (ПРЕДИСЛОВИЕ)
так
получилось, что в своей жизни я занимаюсь двумя вещами.
Преподаю в школе историю и обществознание и пишу детские
книги. Проще говоря, я школьный учитель и детский писатель.
Многие утверждают, что две эти профессии не совместимы. Но
так уж получилось, что вот уже семнадцать лет, как я беру в
руки портфель и отправляюсь в школу, где жизнь идет от
звонка до звонка, от урока до урока и один учебный год
сменяет другой, прерываясь долгожданными каникулами.
Время бежит стремительно и незаметно. Кажется ещё вчера, я
был молодым и неопытным выпускником исторического
факультета, а теперь я уже заслуженный и уважаемый учитель
высшей категории, работаю в одной из самых лучших школ моего
города. За годы на моих уроках побывали сотни мальчишек и
девчонок. Многие уже давно стали взрослыми людьми, и у них
подрастают свои дети, которых, вполне возможно, они приведут
в мою школу.
Многие годы я пишу книги. Сказки, фантастику, приключения и
даже веселые школьные рассказы. Я написал не один десяток
книг, и читателей у меня по всей стране в десятки раз
больше, чем учеников. Казалось бы, вчера только я получил
посылку с первыми авторскими экземплярами . А сегодня ко мне
подходят взрослые работающие люди и уверяют, что выросли на
моих книгах. Слышать это приятно. И в то же время, немного
грустно.
Чтобы рассказать о книге, которую вы сейчас держите в руках,
мне придется сделать небольшое отступление и вспомнить
школьные будни.
Каждый раз, когда заканчивается очередное полугодие и
настает пора выставлять итоговые оценки, в широких и светлых
школьных коридорах появляются плачущие девочки и хмурые
мальчики. Изредка мелькают озабоченные и расстроенные лица
родителей. Под конец года их становится больше. А уж когда
идет Единый государственный экзамен и решаются юные судьбы,
так и вовсе слышатся рыдания во весь голос.
Что случилось? Откуда слезы?
А просто идет выставление итоговых оценок, и каждый получает
то, что заслужил или то, что получилось. У многих в учебных
ведомостях красуются совсем не те оценки, какие они хотели
бы получить и каких ожидали. Вместо пятерок — четверки,
вместо четверок — тройки, вместо троек — двойки. И в их
глазах стоят вопросы «Как же так получилось? Что было
сделано не так? Где были допущены ошибки?». Некоторые задают
эти вопросы вслух.
Грустное зрелище. Ведь в большинстве случаев можно было
избежать пониженных оценок. Стоило только немного
постараться и регулярно и неукоснительно выполнять ряд
несложных и нехитрых, но очень важных правил.
Но теперь уже поздно.
А ведь сколько раз и во время учебы и после нее я
рассказывал, что надо делать в школе и как себя вести, чтобы
учеба давала положительный результат. Сколько было
разговоров, с ребятами, с родителями! И они давали
результаты. Главное, обратиться вовремя. Но ведь с каждым не
поговоришь! Да и не каждый к тебе придет.
И когда я понял, что всем всего на словах не объяснишь, я
вдруг совершенно неожиданно для самого себя вспомнил: я ведь
писатель! А раз так, то значит, я обо всем могу написать! И
я сел за статью. Но статьи не получилось, потому что
невозможно обо всем рассказать на двух, трех и даже на
десяти страницах. Десять страниц разрослись до полусотни, но
открылась лишь верхушка айсберга. Я писал и писал, одна
глава следовала за другой, пока не получилась целая книга,
рассказывающая о том, как стать отличником сначала в школе,
затем в вузе и, наконец, в жизни. Конечно же, я ответил не
на все вопросы, раскрыл не все тайны учебной жизни и
отличного успевания. Возможно, эта книга вызовет новые
вопросы, на которые вновь нужно будет искать ответы.
Но разве не для этого пишутся книги?