Так случайно получилось, что Валентин Постников детский писатель и сын знаменитого детского писателя. Наверное, каждый ребёнок мечтает, родится в семье настоящего сказочника, но не у каждого это получается. Но у Валентина это каким-то волшебным образом получилось, и он родился в семье знаменитого детского писателя Юрия Дружкова, автора знаменитой книги «Приключения Карандаша и Самоделкина». Родился - 4 августа 1970 года в Москве. Его мама, Наталья Постникова, то же имела самое непосредственное отношение к детской литературе, так как работала в знаменитом на всю страну детском издательстве «Малыш». Будучи редактором, ей часто приходилось общаться с разными на тот момент знаменитыми сказочниками: Корнеем Чуковским, Сергеем Михалковым, Николаем Носовым, Виктором Драгунским, Александром Волковым и многими другими не менее талантливыми детскими писателями. Мама Вали была красавицей и поэтому за ней ухаживали очень многие писатели. Однажды к ней посватался даже немецкий миллионер. Но мама влюбилась и вышла замуж именно за Валиного папу.
С самого раннего возраста Валентин рос в семье настоящего сказочника. В доме было всегда очень много народу, но главным образом это были детские писатели. Юрий Дружков папа очень дружил с Эдуардом Успенским, автором Чебурашки, с Ефимом Чеповецким, автором знаменитой книжки «Непоседа, Мякиш и Нетак», и с Валерием Шульжиком, автором поросёнка Фунтика. Часто в доме бывали и знаменитые художники – например Виктор Чижиков, тот самый, что нарисовал Олимпийского Мишку в 1980 году. Однажды, совсем маленький Валя сидел на коленях у королевы детских писателей – Астрид Линдгрен, но в тот момент он, конечно, не понимал и не осознавал, у кого на коленях сидит. Зато сейчас он это прекрасно понимает и всем рассказывает о своей удивительной встрече.
Папа часто рассказывал Валентину сказки, но особенно часто он рассказывал истории про Карандаша и Самоделкина, потому что этих героев придумал именно он и именно поэтому любил их больше всех других героев.
Когда мальчику было семь лет, он, как и тысячи других детей пошёл в школу. Но видимо это правду говорят, что природа гениев, на детях отдыхает, потому что учился Валентин по собственному признанию отвратительно. Учиться ему было скучно и неинтересно. Очень часто он зевал, считал ворон в окне и мечтал.
Видимо поэтому он и написал сборник рассказов "Веселый двоечник". Печальный школьный опыт ему пригодился, и книга получилась веселая и увлекательная.
Вот что он сам говорит по этому поводу:
"Очень часто родителям кажется, что раз ребёнок хорошо и грамотно пишет в школе сочинения, значит, он обязательно станет писателем или журналистом. Так вот уважаемые родители это неправда. Да-да, неправда! Я, например, в школе ни сумел написать ни одного сочинения. За меня это делала моя мама. У меня не получалось писать сочинения. Я, конечно, очень переживал по этому поводу, но полностью успокоился, когда кто-то мне рассказал, что оказывается гениальный физик Альберт Эйнштейн, в школе, оказывается, получал тройки и двойки на уроках физики"
А вот что он рассказывает о том, как стал писателем:.
"Когда мне было тринадцать лет, в моей семье произошло очень печальное событие – умер мой папа. Его книжки любили и читали во всём мире. А в нашей стране, несмотря на всю необыкновенную популярность героев, издавали очень редко. Вторая его детская книга «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» вышла через месяц после его смерти и он, так и не успел подержать её в руках.
Когда меня с самого раннего детства спрашивали: - Мальчик, кем ты хочешь стать? Я тут же отвечал: - Кем угодно, но только не детским писателем! Я хочу быть сыщиком, как Шерлок Холмс.
А вообще-то я в детстве придумал одного сказочного героя, который потом стал довольно популярным сказочным героем. Интересно, может ли хоть один сказочник похвастаться, что уже в пять лет начал придумывать сказки?
А было это так! Я очень любил
рисовать, как и все дети моего возраста. И однажды
мой папа сказал мне: - Вот тебе фломастеры, сиди и
рисуй! Наверное, я ему как всегда мешал, и он решил
меня хоть чем-то отвлечь. А у меня была любимая
игрушка – резиновый Тигрёнок. Вот его то я и
нарисовал на белом листе бумаги. Но этого мне
показалось мало, и я нарисовал вокруг него красивую
рамочку с лепестками.
- Что это такое? – удивился мой папа.
- Это Тигрёнок на подсолнухе, - ответил я. – Он
лежит на огромном подсолнухе и загорает.
- Но ведь подсолнух маленький, он сломается, если на
него заберётся Тигрёнок?
- Нет, папа, Тигрёнок маленький, а подсолнух
большой, - ответил я.
Папа взял мой рисунок и отнёс на выставку детских
рисунков, которую устраивал журнал «Весёлые
Картинки». И там совершенно неожиданно, мой рисунок
получил первую премию.
И тогда главный редактор журнала сказал, а пусть кто-нибудь напишет сказку про этого Тигрёнка на подсолнухе. И сказку сочинил один очень знаменитый детский писатель Юрий Коваль. Тот самый писатель, что сочинил такие знаменитые сказки как « Приключения Васи Куролесова», «Пёс Алый» и «Недопесок». Сказка так и называлась – «Тигрёнок на подсолнухе» и напечатали её в журнале «Весёлые Картинки». А спустя год на экраны вышел замечательный мультфильм, с таким же название, в котором о моём Тигрёнке рассказывал замечательный актёр Евгений Леонов".
В 1987 году Валентин Постников окончил школу и пошёл работать в Прокуратуру. Он так и не оставлял свою мечту стать сыщиком и решил немного поработать, пусть хоть и на самой маленькой должности – секретаря.
А уже в следующем году он отправился служить в армию. И очутился в войсках связи, там-то он и научился очень хорошо печатать на печатной машинке, что ему в дальнейшем очень даже пригодилось.
Вернувшись из армии, он все же поступил в Юридический институт. Но довольно быстро понял, что, наверное, сыщик из него всё-таки не получится, но решил не бросать учебу, а закончить институт.
Что было дальше, он расскажет сам:
"Вот тут-то во мне и проснулись папины гены. Ещё на втором курсе института, я начал сочинять сказки. Я их сочинял и читал друзьям, знакомым, любимой девушке. И всем мои сказки очень нравились. А в один прекрасный день я подумал, а почему бы мне ни попробовать стать профессиональным сказочником, как мой папа.
Ну, в конце концов, ведь есть же потомственные врачи, учителя, военные и даже актёры. Почему же не может быть потомственного сказочника.
И я написал сказку – «Новые приключения Карандаша и Самоделкина». Я так полюбил этих героев с детства, что мне очень хотелось написать ещё хоть одну сказку про них.
Когда мне было тридцать лет, я женился на самой прекрасной девушке на свете – Марусе. Она по профессии художница и поэтому, наверное, поддерживает меня во всех моих начинаниях. Она первая читает мои книги, и первая их критикует.
В этом году Карандашу и Самоделкину исполняется ровно 50 лет. Ведь ровно полвека назад, эти герои, которых придумал мой папа, впервые появились на страницах журнала «Весёлые Картинки».
С тех пор как я начал писать, я
сочинил десять книжек о приключениях Карандаша и
Самоделкина и хочу написать ещё несколько историй
про наших с папой любимых героев.
Конечно, я сочиняю сказки не только про Карандаша и
Самоделкина. Вы, наверное, читали такие книжки как «
Весёлые приключения нечистой силы» или « Мальчик
Гарри и его собака Поттер» «Почемучка»? Так вот их
тоже написал я.
Больше всего на свете я мечтаю всё жизнь писать сказки для детей, так же как это делал мой отец или та добрая старушка Астрид Линдгрен, у которой я в детстве сидел на коленях. И ещё я больше всего на свете хочу, что бы эти книжки доставляли вам, мои дорогие ребята удовольствие.
А ещё больше всего на свете я люблю путешествовать. Я уже объехал полмира и надеюсь, что ещё мне удастся побывать в самых разных странах. А всюду где я побывал, следом за мной, побывали и мои герои – Карандаш и Самоделкин. Я очень надеюсь, мой дорогой читатель, что ты с удовольствием прочитаешь все мои книги или послушаешь их на дисках"
Коротенькая справка:
Детский писатель Валентин Постников, член Союза Писателей России, лауреат премии «Золотое Перо -2003», «Артиада России 1997», «Эврика-2006» .
Интервью с детским писателем Валентином Постниковым
с писателем беседует детский писатель, автор книги "Город собак" Анна Никольская-Эксели
А.Н-Э.: - Валентин, у Вас вышло
более сотни книг с учетом переизданий, поделитесь, в
чем секрет успеха у читателей?
В.П.: - Секрет прост: нужно работать. Когда я
написал первую книгу «Новые приключения Карандаша и
Самоделкина» в 23 года, мне казалось, что у меня всё
получится легко и просто. Герои известные, мой папа
классик детской литературы, и сейчас издательства
возьмут мою книгу с распростёртыми объятиями. Но не
тут-то было. Прежде чем я смог ее пристроить, я
обошёл ни много, ни мало - сотню издательств. Мне
все отказывали, говорили, что не верят, что книгу
будут покупать. Но я упрямо ходил, каждый день по
два-три издательства обходил с папкой под мышкой. И
вот что я вам скажу, многие молодые писатели
ломаются от этих отказов. Ведь в издательствах сидят
порой невоспитанные редакторы, которые хамят молодым
авторам в лицо. Позже я узнал, что через это прошёл
и мой отец, которого не хотели издавать в 60-е, а
потом его книжка вышла на 48 языках. И Линдгрен, и
Роулинг получали отказы. Так что успех – через
тернии, отказы и работу.
А.Н-Э.: - Вы везунчик - родились в семье основателя
журнала "Веселые картинки", писателя Юрия Дружкова.
Теперь Вы продолжатель традиций отца - пишете о
Карандаше и Самоделкине. Это большая
ответственность, не так ли?
В.П.: - Безусловно, потому что, как правило, 99%
всех родителей, которые покупают книги для своих
детей, уверены, что продолжения всегда хуже
оригинала. Родители покупают только те книги, на
которых росли сами, и как огня боятся новых имён,
новых героев, новых книг. Сколько раз я слышал от
покупателей: вот мы сейчас купим книгу вашего отца,
а потом как-нибудь и вашу. Потому что книгу вашего
отца мы читали в детстве, а вас видим в первый раз.
Вдруг вы плохой писатель? Что на это ответишь?.. Но
если упорно доказывать, заявлять о себе, то ситуация
рано или поздно поменяется.
А.Н-Э.: - Сейчас развелось много "писателей". Как
отличить графомана от человека, из которого
действительно может вырасти писатель?
В.П.: - Этот вопрос очень сложен. Однако один ответ
у меня всё же есть. Настоящий писатель не должен
стремиться как можно быстрее написать книгу и
поскорее её издать. Лишь бы увидеть книгу изданной и
потешить самолюбие. Писатель будет сто раз
переписывать, переделывать, стремиться к
совершенству. А графоман быстро-быстро написал и
скорее в издательство. Отец свою последнюю книгу
«Кто по тебе плачет» переписывал 11 раз. И когда я
спросил его, а мне было 13 лет, почему он так много
работает над одной книгой, он ответил, что смог бы,
наверное, написать книгу и за две недели. Но это
будет не книга, а безделица, которую прочтут и
выкинут. Настоящая книга требует много сил, души и
работы.
А.Н-Э.: - Мой следующий вопрос звучит просто: как
стать писателем?
В.П.: - Нужно очень сильно захотеть. Я знаю таких
людей, которые сегодня хотят писать, завтра в кино
сниматься, послезавтра танцевать в балете…Так
нельзя, ребята! Помните знаменитую фразу? «Если
можешь, не пиши». Прежде чем стать писателем,
подумай, а сможешь ли ты написать так, чтобы быть ни
на кого не похожим? Это сложно. Зайдите в любой
книжный магазин в своём городе. Посмотрите на
книжные полки. Вы увидите тысячи разных авторов в
любом жанре. А скольких вы знаете по фамилии?
Двух-трёх-четырёх… Я всю жизнь пишу детские книги.
Но однажды решил написать детектив. Писал, наверное,
два месяца, измучался. Дописав до середины, зашёл в
большой книжный магазин в центре города. Посмотрел
на полки с детективами… и обомлел. Там стояли сотни
книг, тысячи! Я стал считать фамилии авторов. После
сто сорок первой фамилии я перестал считать. Ведь
люди знают и покупают только первый эшелон авторов.
Донцова, Маринина, Устинова, Акунин, Корецкий… А
многие авторы стоят на полках годами, и их никто не
берет. И зачем становиться в один ряд с таким
автором, спросил я себя? А сил стать первым в
детективном жанре я не ощущал. А раз нет
уверенности, не стоит и браться. И потому я пришёл
домой и стёр весь свой горе-детектив.
А.Н-Э.: - Вот автор написал свою первую книгу, а что
дальше? Куда идти, в какие двери стучаться?
В.П.: - Стучитесь во все двери. Издательства,
конкурсы, премии… Не отступайте, но прислушивайтесь
к советам. Если вам говорят, что это плохо написано,
может, и правда плохо? Но, к сожалению, у молодых
авторов часто критика вызывает агрессию. Я до сих
пор внимательно слушаю своих критиков. Однажды, уже
издав около 70 книг, я в интернете наткнулся на
письмо одного разгневанного товарища. Он внимательно
прочитал все мои книги, и нашёл 11 ошибок. Например,
в одной книге я написал, что мои герои Карандаш и
Самоделкин в Африке встретили медведя. И этот
товарищ ругал меня последними словами. Говорил, что
я самый ужасный писатель на свете, раз допускаю
такие ошибки. Я всё внимательно проверил и понял,
что в 8 случаях из 11 он оказался прав. Всё исправил
- в новых изданиях ошибок нет - и послал ему письмо
с благодарностью.
А.Н-Э.: - Сейчас, к сожалению, недостаточно быть
только лишь талантливым автором. Приходится быть и
самому себе менеджером, пиарщиком и литературным
агентом. Есть ли какие-то реальные механизмы
самостоятельного продвижения книги?
В.П.: - Я не только написал много книг, у меня за 12
лет было около 6000 выступлений в школах,
библиотеках, садах, стадионах, на уличных
праздниках. Бывало в день по 15 выступлений. Я сам
звонил на ТВ, радио, в газеты. Устраивал пикеты,
рекламные акции, делал всё, чтобы на меня обратили
внимание. И самое главное: писатель должен быть не
только писателем. Редко, когда сегодня автор может
выделиться только благодаря книге. Посмотрите на
самых ярких: Лимонов, Пелевин, Акунин, Веллер,
Успенский… Они все стараются сделать что-то
заметное, помимо написания книг. Хотя, конечно, есть
писатели, которых в лицо никто не знает, а книги
читают и любят. Но таких мало. Вот Эдуард Успенский
стал широко узнаваем в стране только после передачи
«В нашу гавань заходили корабли» и после ряда
судебных скандалов. Думаете, он это просто так всё
делал? Он эпатировал публику, скандалил, чтобы о нём
говорили. И вот результат, его каждая собака знает,
помнит, читает. Он зарабатывает около миллиона
долларов в год (я так думаю) и пишет новые книги.
А.Н-Э.: - А возможно ли раскрутить книгу без крупных
финансовых вложений?
В.П.: - Конечно, просто на это нужно время, фантазия
и друзья.
А.Н-Э.: - Вы часто встречаетесь с читателями. Как
сделать, чтобы это событие не превратилось в
банальную раздачу автографов, но действительно
способствовало повышению продаж?
В.П.: - Всё должно быть ярко и необыкновенно. Я
каждый раз стараюсь устроить шоу, балаган, веселье -
людям это нравится.
А.Н-Э.: - Вы устраивали в Москве акцию "Долой Гарри
Поттера". Что это было: крик души или?..
В.П.: - Я устроил два пикета в книжном магазине и на
книжной ярмарке. Скажу честно, Гарри Поттер мне
очень нравится. Это был пиар ход. Обо мне написали
около сотни статей, даже на английском и немецком.
Это был пиар ход, и он сработал. Мои книги стали
быстрее раскупаться, обо мне заговорили.
А.Н-Э: - Какова роль литературных конкурсов в
писательском деле? Нужны ли они?
В.П.: - Конкурсы, на мой взгляд, полная ерунда. Я
вижу сотни изданных книг с яркими обложками в
школьных библиотеках под общим названием: «Лауреаты
Заветной Мечты». Эти книги никто не читает в школах.
Мне библиотекари говорили, что это полный провал,
фиаско. Детям всё равно: есть у книги премия или
нет. Детям важны лишь два фактора: 1. Интересная ли
книга. 2. Модная ли она в классе. Как впрочем, и
взрослым. Если книга или автор становится модным -
Минаев, Робски – их читают все и всюду. Но как
только мода проходит, их уже не читают. Или вторая
категория авторов - не модных, но таких, которых
будут читать всегда - и сейчас и через сто лет. Вот
сколько премий получила книга А.Фадеева «Молодая
гвардия»? Много? Думаю, да: «Сталинская премия»,
«Ленинская», «Государственная»… Но как только книгу
перестали проходить в школе, в библиотеке её никто
годами не берёт. Вот мне в соседней детской
библиотеке сказали, что у этой книги за восемь лет
не было ни одного читателя. Ни одного! И какая,
скажите, цена этим премиям? А какие премии получил
М. Булгаков за «Мастер и Маргариту»? Думаю, ни
одной. Так что не гонитесь за премиями, их дают по
блату, как правило, литературные критики «своим»
писателям. В Москве по крайне мере почти все премии
именно так и дают, это точно.
А.Н-Э.: - Валентин, дайте, пожалуйста, напутствие
молодому автору.
В.П.: - Не вешайте нос, и вас ждёт большое будущее.
Главное в это верить. Прочтите книгу моего отца Ю.
Дружкова «Кто по тебе плачет» на моём сайте и вы
поймёте, что такое труд настоящего писателя. Уверен,
что эта книга многое вам даст, как авторам. Удачи
вам, ребята!