|
Выпускники школ Чувашской Республики с 2001
года сдают единый государственный экзамен, поэтому у
педагогов республики уже накопился определенный опыт
подготовки учащихся к этому серьезному испытанию. Одним из
предметов, который можно выбрать для сдачи экзамена,
является ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Этот предмет является обязательным
при поступлении на экономические, юридические и исторические
специальности ВУЗов. А конкурс на эти специальности
стабильно высок. Поэтому от качества подготовки учащихся к
ЕГЭ по обществознанию зависит их конкурентоспособность и
возможность учиться, не затрачивая больших средств.
Сравнивая цифры результатов, можно уловить закономерность:
растет количество неудовлетворительных оценок (0,5% в 2002
г. и 2,7 % в 2004 г., по России – 6,7%). Число «троек»
составило соответственно 26,4%, 29,9%, 27,38%. По России –
36,6%. Оценку «4» получили 56,0%, 52,7%, 39,39%. По России –
36,5% учащихся. Оценку «5» поставили 17,1%, 24,9%; 30,53%;
по России – 20,2% учащимся. В 2005 году количество учеников,
сдававших ЕГЭ по обществознанию в Чувашии, уменьшилось.
Всего было 1934 работы. Из них на «5» сдали 975 человек, на
«4» - 1227 человек, на «3» - 820 человек и на «2» - 122 .
Нужно учесть, что оценку «5» в 2005 году получали уже за 59
баллов, тогда как в 2004 году этот порог был – 71 балл. В
2006 году оценку «5» можно было получить, набрав 61 балл,
«4» - за 48-60 баллов, «3» за 34-47 баллов, то есть планка
повысилась, условия усложнились. В 2007 году качество
выполнения заданий блока С в целом и написание эссе, в
частности понизилось, что сказалось и на итоговых
результатах экзамена. Но, тем не менее, в целом можно
сделать вывод, что качество знаний наших выпускников
понемногу растет и оно выше, чем в среднем по стране. Но
настораживает и растущая цифра неудовлетворительных оценок,
так как данный предмет выпускники сдают по выбору, но,
очевидно, по разным причинам необъективно оценивают свои
возможности или недостаточно уделяют внимания подготовке к
экзамену. Выводы, прежде всего, должны сделать учителя, чьи
ученики показали такие слабые знания, но и будущим
выпускникам имеет смысл более серьезно готовиться к нему.
Анализ работ учащихся показывает, что наиболее сложными
становятся задания группы «С», а больше всего затруднений
они испытывают при выполнении задания С-8, которое
обозначено так: «Задание по выбору. Выполняя его, вы можете
проявить свои знания и умения на том содержании, которое для
вас наиболее привлекательно. С этой целью выберите одно из
предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою
точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие
понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания,
полученные в курсе обществоведения, а также на факты
общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести
необходимые аргументы в обоснование своей позиции». Задание
(С – 8) не обозначено каким-либо названием и не содержит
указание, в каком жанре выпускник должен его писать, но в
преподавательской практике за этим заданием закрепилось
название «ЭССЕ», кто-то называет его мини-сочинением,
сочинением-размышлением и т.д.
Анализ экзаменационных работ и опросы учащихся,
проводившиеся после экзамена показывают, что, несмотря на
то, что в подобном виде контрольно-измерительные материалы
существуют уже несколько лет, многие экзаменующиеся с ними
не были знакомы и поэтому качество выполнения ими задания
С-8 было крайне низким, а многие вообще с ним не справились
или даже не приступали к работе. Некоторые выпускники,
очевидно, не только специально не готовились к экзамену, но
и невнимательно прочитывали задания. Только так можно
объяснить то, что было несколько работ, где задание С-8 было
понято, как необходимость дать определения философии,
экономики и др. наук, по которым нужно было писать эссе. Это
говорит о том, что школьные учителя недостаточно уделяли
внимания подготовке учащихся к экзамену, что может быть
связано с разными причинами (нехватка учебных часов,
отсутствие факультативов, нежелание учителей, низкий уровень
их собственных знаний). Кроме того, большое количество
абитуриентов поступали в ВУЗы и сдавали ЕГЭ, не имея
представления об экзамене вообще, так как они заканчивали
школы тогда, когда подобной формы экзаменационных испытаний
не было. А в результате – низкие результаты, полученные
абитуриентами на экзамене и невозможность поступить в
выбранный ВУЗ.
Практика показывает, что хороших результатов в подготовке
учащихся можно достичь, если соответствующим образом
организовать эту подготовку, учитывая опыт прошлых лет и
возможности современной методики. Кроме того, известно, что
в тех школах, где давно и серьезно ведется работа по
интегрированному обучению, то есть там, где учителя
обществознания работают в тесном контакте с учителями
русского языка и литературы (а ведь именно филологи являются
специалистами в области написания сочинений) – учащиеся
показывают очень хорошие результаты при написании эссе.
Немалую роль играет уровень грамотности выпускников. Часто
случается, что невозможно понять смысл текста, потому, что
ученик наделал в нем массу орфографических, пунктуационных и
стилистических ошибок. (Подобные примеры будут разобраны
ниже).
ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ?
ЭССЕ (франц. – essai – опыт, набросок), жанр философской,
эстетической, литературно-критической, художественной,
публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто
индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто
парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную
речь (основатель жанра – М. Монтень; в русской литературе –
образцы в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского). (Большой
энциклопедический словарь). «Толковый словарь иноязычных
слов» Л.П. Крысина дает такое определение понятию «эссе»: «
очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом
научном виде, а в свободной форме». Английское слово essay
имеет следующие значения: 1) очерк, этюд, эссе; 2) попытка,
проба, испытание.
Известный российский ученый М.Ю. Брандт в статье «Эссе на
экзамене по обществознанию», опубликованной в журнале
«История и обществознание в школе» № 1, 2004 г. выделяет
признаки эссе:
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
3. Небольшой объем.
4. Свободная композиция.
5. Непринужденность повествования
6. Парадоксальность, т.е. возможность удивить читателя
неожиданностью суждений и аргументов.
7. Внутреннее смысловое единство.
8. Открытость, т.е. в данном случае автор эссе не должен
ставить перед собой всесторонне и подробно раскрыть все
аспекты поднятой проблемы, в этом смысле ученическое
мини-сочинение остается незавершенным, в нем не может быть
полного, исчерпывающего анализа.
Эссе представляются при поступлении в зарубежные и некоторые
отечественные университеты и бизнес-школы. Цель таких
испытаний – проверить умение претендента связно,
аргументировано, со знанием теоретического материала
показать свой уровень развития интеллекта.
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Члены экспертных групп, приступая к проверке работ
выпускников, получают «Критерии проверки заданий с
развернутым ответом». Это небольшая инструкция для
проверяющих, которая определяет основные элементы содержания
верного ответа и устанавливает количество баллов, которые
выставляются за соответствие эссе критериям.
Вот, что содержится в критериях оценивания:
Содержание верного ответа и указания к его оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его
смысл).
При оценивании ответа необходимо выделить следующие
элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции,
отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с
обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным
использованием или без использования обществоведческих
понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной
жизни и собственный опыт.
Работа учащегося оценивается максимальной оценкой – 4 балла,
если:
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы;
-проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным
использованием обществоведческих терминов и понятий в
контексте ответа;
-дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Работа оценивается 3-мя баллами, если:
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы;
-проблема раскрыта с корректным использованием
обществоведческих терминов в контексте ответа (теоретические
связи не присутствуют или явно не прослеживаются);
- дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Работа оценивается 2-мя баллами, если:
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы;
- проблема раскрыта при формальном использовании
обществоведческих терминов;
- дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Работа оценивается 1 баллом если:
- представлена собственная позиция по поднятой проблеме на
бытовом уровне без аргументации.
Работа оценивается 0 баллов, если
- проблема не раскрыта или дана информация (факты
общественной жизни или личного опыта) не в контексте
задания.
Для того чтобы получить за это задание максимальную оценку,
надо не только знать, что такое эссе, но и постоянно
тренироваться в их написании.
Как подготовить и написать эссе.
( По материалам пособия «Простые слова». – М. – МОО
«Достижения молодых» - 2002.).
Создание творческой письменной работы – задача нелегкая и в
значительной степени индивидуальная. Нет и не может быть
стандартов и рецептов безупречного эссе, однако существуют
правила и рекомендации, которые помогают совершенствовать
навыки письменной речи. Прежде всего, нужно иметь ясное
представление о предмете эссе. Не менее важно понять, почему
и зачем вы пишете свою работу, и кто ее будет читать. И,
наконец, нужно выбрать точные, выразительные и сильные
слова, чтобы выразить свои мысли и чувства, чтобы привлечь и
удержать внимание читателя. Владение словом, умение писать
четко, ясно, логично и образно, эффектно и эффективно –
важное качество, которое обязательно пригодится вам в
будущем.
По мнению экспертов в области эффективного общения создание
письменной работы предполагает несколько стадий:
- планирование;
- подготовка;
- написание;
- пересмотр;
- правка.
Планирование
Прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:
- Какой раздел обществознания я знаю лучше всего?
- Какое высказывание из предложенных в моем варианте я могу
раскрыть наиболее полно?
- Какие идеи я хочу сообщить?
- Где я могу найти нужную информацию?
- Сколько времени у меня уйдет на написание данной работы?
(Этот вопрос является очень важным, потому что, готовясь
писать эссе, нужно отработать в себе навык писать подобные
сочинения достаточно быстро, т.к. время на экзамене
ограничено, и его недостаток является одной из причин того,
что учащиеся не успевают качественно написать работу.
Постоянно тренируясь в написании эссе, можно добиться очень
хороших результатов).
Цель работы
Когда вы пишете, цель должна определять действия. Автор
должен написать ровно столько, сколько надо, чтобы получить
результат. Ваши тексты будут четкими и ясными, если вы
будете знать, чего хотите достичь, и задумываете,
составляйте, оценивайте и пересматривайте свои письменные
сообщения с этой точки зрения.
Конкретная цель обычно совпадает (полностью или частично) с
одной из следующих общих целей:
- информировать читателя (или преподавателя, проверяющего
вашу работу) о ваших знаниях;
- высказать и доказать свое мнение;
- изложить свое понимание вопроса;
- выразить и пробудить эмоции.
Какие идеи вы хотите сообщить?
Задав себе этот вопрос, вы помогаете себе сосредоточиться на
сущности вашего сообщения. Идеи, как и цели, могут быть
конкретными и общими, более абстрактными. Ваши мысли,
чувства, взгляды и представления могут быть выражены в
различной форме. Например:
- Аналогии – выявление сходных, подобных явлений и
предметов, нахождение связи элементов.
- Ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений
действительности в форме закономерной связи между
нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной
словесный стимул выдать «первую пришедшую в голову»
реакцию).
- Предположения – утверждения, не подтвержденные
доказательствами, но принимаемые за возможность.
- Рассуждения - бывают двух видов:
а) дедукция – формулирование заключений, которые логически
следуют из посылок;
б) индукция – формулирование заключения или гипотезы,
основанное на собранных наблюдениях.
- Аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые
высказываются для того, чтобы убедить читателя в верности
(истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
- Суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл
вопрос: истинно или ложно?
- Доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно
или с какой-то долей вероятности. В качестве доводов
используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные
суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые,
косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.
При написании подобной работы, большое значение имеет работа
с черновиком. Многие учащиеся теряют на экзамене время,
когда сначала пишут все эссе на черновике, а потом
переписывают его на беловик. И поэтому часто бывают случаи,
когда половина эссе или вся работа остается на черновике, а
время экзамена уже закончилось, работы собирают. В таком
случае ученик рискует за это задание не получить ни одного
балла, так как черновики никем не проверяются и какие бы
замечательные произведения не были там написаны, их никто не
прочитает. Поэтому при подготовке к эссе нужно учиться
использовать черновик. Целесообразно писать на черновике
тезисы.
Тезисы – положения, кратко излагающие идеи и основные мысли
письменной работы или устного выступления. В данном случае
это краткое изложение основных мыслей, которые мы
намереваемся отразить в эссе. Тезисы помогают выстроить
информацию, которую вы хотите представить, и определить
соотношение между одной идеей и другими. Можно начать с
выбора самой важной информации, то есть той, которая поможет
вам добиться цели.
Перечислите информацию. Затем рассмотрите порядок
представления. Можно пронумеровать каждый пункт. Это поможет
осмыслить, в каком порядке лучше представить ваши мысли и
аргументы.
Структура работы.
Обычно сообщение как письменное, так и устное, состоит из
трех основных частей: вступления, основной части и
заключения.
Вступление.
Оно должно быть четким, сильным и оригинальным. С самого
начала вы должны заинтересовать читателя. Вступление
сообщает о цели работы. Это привлечет внимание, покажет вашу
позицию по данному вопросу. Вступление может содержать
утверждение, отрицание (Например, «Я согласен с мнением…»
или «Я думаю, что автор афоризма не прав»). (Утверждение –
положение, мысль, которой доказывают, подтверждают
что-либо). Можно начать с объяснения: «Я выбрал для эссе это
изречение потому, что меня тоже волнует данная проблема».
Вступление может содержать и основные понятия, которые автор
собирается использовать в ходе изложения. Например, «прежде,
чем начать изложение своих мыслей, я считаю необходимым
раскрыть смысл основных обществоведческих понятий, без
которых нельзя обойтись при рассмотрении данного вопроса».
На вступительную часть рекомендуется отводить около 20% от
общего объема работы.
Основная часть.
1) Является последовательным изложением темы.
2) Состоит из ряда компонентов, связанных логически и
стилистически.
3) Представляет позицию, взгляды и преставления автора.
4) Развивает основные идеи.
5) Подкрепляет каждую идею аргументами и примерами (из
собственного опыта, из истории, фольклора, художественной
литературы).
6) Содержит свидетельства и ссылки (обращение к авторитетам,
цитаты, высказывания).
7) Определяет обстоятельства (Что? Где? Когда?).
8) В образной форме передает взгляды и представления
пишущего.
9) Использует разные средства выразительности.
Стиль – совокупность приемов языковых средств, используемых
для выражения мыслей и идей.
Образ – живое, наглядное представление, обобщенное отражение
действительности.
К средствам выразительности относятся: метафора, ирония,
парадокс, намек, антитеза, эмоциональность, риторические
восклицания и вопросы и др.
На основную часть целесообразно отводить около 60% объема
текста.
Заключение
В нем автор подводит итоги, поясняет содержание основной
части, усиливает смысл и значение написанного текста, делает
выводы.
На заключительную часть отводится, как и на вступление, 20%
объема текста.
Способ изложения.
Творческий характер задания С-8 предполагает, что автор сам
выбирает способ изложения своих мыслей и демонстрации своих
знаний, поэтому он должен определить свои подход к
изложению: прямой (дедуктивный) – от общего к частному или
обратный – (индуктивный) от частного к общему. При прямом
подходе к изложению материала за общей идеей следуют
конкретные примеры, поясняющие детали. Обратный подход к
построению текста дает возможность ввести примеры и доводы
до представления идеи.
Качество текста складывается из четырех главных компонентов:
ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль- это содержание написанного текста. Необходимо четко и
ясно формулировать идеи, которые вы хотите выразить.
Внятность – это доступность текста для понимания. Легче
всего ее можно достичь, пользуясь логично и тщательно
выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами,
раскрывающими тему.
Абзацы – это ряд предложений, выстроенных в значимом порядке
и соединенных между собой связующими словами и фразами.
Внутри абзаца устанавливается последовательность
предложений, чтобы вести читателя от одной мысли к другой
логическим путем.
Связки или переходы – это слова или словосочетания, которые
показывают, в каком направлении развивается ваша мысль. Они
разъясняют зависимость компонентов текста. Без связок
написанный текст бывает отрывочным, связи между мыслями –
нечеткими.
Связки - во-первых, во-вторых, и т.д., в добавление, также,
кроме того, причем, кстати, только.
Пояснения - другими словами, то есть, а именно, таким
образом, тем самым. Выделение – особенно, даже, прежде
всего, в первую очередь, тем более, прежде всего.
Дополнение – тоже, также, еще, вдобавок, к тому же, кроме
того, потом, причем, притом, кстати говоря, между прочим,
собственно.
Сравнение – так же подобно, подобным образом, вроде того,
как будто, будто бы, словно, точно, как бы.
Сопоставление – если…то, в то время как, между тем как,
насколько…настолько, по мере того как.
Противопоставление – однако, впрочем, зато, напротив,
наоборот, между тем, только, с другой стороны, иначе, все
же, тем не менее, все-таки.
Примеры – например, а именно, включая, к примеру, в
частности.
Уточнения – точнее, вернее, скорее, иными словами, лучше
сказать.
Предположение – возможно, может быть, наверное.
Условие – если, в случае, на случай, при условии, коль
скоро.
Причинность – потому что, так как, поскольку, из-за того,
что; оттого что, благодаря тому, что; вследствие, в
результате, в силу того, что; на основании того, что; исходя
из того, что; под предлогом того, что; тем более, что.
Уступительные связки – несмотря на; хотя; притом, что;
независимо от того, что; пусть; пускай; правда; все-таки;
тем не менее; в то же время; все же.
Цель – чтобы (дабы), ради; лишь; только бы; затем, чтобы; с
расчетом на; хоть бы.
Следствие – так что; значит; следовательно; стало быть;
поэтому; итак.
Заключение – наконец; напоследок; в заключение; и потому; и
поэтому; и тогда; и вот почему; подводя итоги.
Значение и смысл слов.
Слова имеют точные значения, определяемые словарем, но
иногда они передают более важные, более сложные смыслы.
Значения слов меняются в разных контекстах. Поэтому надо
хорошо обдумывать слова, которые вы собираетесь употребить.
Грамотность – отражает соблюдение норм грамматики и
правописания. Тренируясь в написании эссе, не ленитесь
заглядывать в словари и учебники. Из-за безграмотного
изложения смысл работы может быть не понят проверяющими и
оценка вашего эссе будет невысокой.
Понятие «грамотность» включает в себя и корректное
использование обществоведческих терминов. Очень часто
встречаются работы, где авторы употребляют какой-либо термин
совершенно не к месту, а то и, не зная его значения или
трансформируя его таким образом, что смысл понятия абсолютно
меняется. Например, в одной из работ была такая фраза:
«Человек должен адвокатно выражать логику вещей». Можно
догадаться, что автор этого «изречения» просто имел в виду
слово «адекватно» и по какой-то причине написал созвучное
ему, но совершенно неподходящее слово. Здесь уместно
вспомнить пословицу: «Что написано пером, того не вырубишь
топором». Или такое выражение: «смертельная казнь», которое,
конечно, должно выглядеть иначе – «смертная казнь». Казалось
бы, почти одно и то же, но, тем не менее, автор показал свое
невежество, вместо того, чтобы продемонстрировать знания.
Некоторые творения бывает трудно понять. Например, «точно и
в крации». (Автор, очевидно, хотел написать слово «вкратце»,
т.е. коротко). Или другой пример: в тексте было написано
«вера исповедания» вместо «вероисповедание». Некоторые даже
извиняются перед проверяющими: «Прошу простить мой
приблизительный тратхат». Выпускник, видимо, так
представляет написание слова «трактат». К сожалению,
подобные «афоризмы» встречаются очень часто, и иногда чтение
эссе превращается в игру «Пойми меня».
Часто, приводя примеры из различных областей знаний,
выпускники обнаруживают откровенную «дремучесть», особенно
это касается исторических фактов. Примеры: «Терешкова
известна своим полетом на Луну»; «Суворов старался быть
таким же, как Кутузов». Но и в других областях знаний они
разбираются слабо: «Закон это такое понятие для граждан,
живущих в государстве». «Король это человек, обладающий
нечеловеческой властью». «Если мы не будем сплоченными, нас
могут лишить права быть нацией». « От того, какие личности
руководят государством, зависит его достоинство, я думаю,
что в начале 19-20 века было больше достойных людей, которые
стремились к идеалам и у них были свои ориентации. Примером
были великие писатели и поэты того времени: Пушкин,
Лермонтов, Толстой, Грибоедов, многие ушли из жизни
трагически. Большим примером являются декабристы «Северного
сияния» - Трубецкой, Муравьев и др.»
. Некоторые авторы в своих работах делают потрясающие
открытия: «Наука бывает познавательной. Например,
исследование вредных для человека вирусов с целью разработки
лекарственных трав». « Если ты не будешь ухаживать и не
заниматься с каждой березой, то постепенно меньше станет
недоразвитых, неполноценных берез, то же самое с людьми». «
От пьяных ребенок может родить недоразвитым, но
вундеркиндом». «Президент России – высший орган
государства». «Наука бывает культурно-мировоззренческой. Она
выполняет взгляды, намерения, мировоззрения и тому подобны».
«Екатеринбург – он же бывший Свердловск (очевидно, автор
думал о г. Петербурге) вода поднялась, местами метровой
отметки. Огромный урон столь красивому городу, это прежде
всего на бюджет республики, городу повлияет на корманы
граждан – общество. Африка – жаркий климат, нет «основых»
ресурсов для внедрения общества в заводы, фабрики и т.д.».
«Обсолютно схожих людей не бывает, хотябы одна загвостка
должна быть т.п. вкус, цвет, класс и т.д. Люди не деревья,
им свойственно перемещаться как ножками так и всевозможными
статусами ожщественности. Например, сегодня г. Иванов новый
руский, а завтра на него наедет г. Петров и зделает из него
маргенала. А теперь пускай береза попробует стать дубом».
(Все цитаты из ученических эссе воспроизведены дословно, с
сохранением орфографии и знаков препинания).
Эти высказывания учащихся свидетельствуют о том, что у них
очень бедный словарный запас, им трудно выразить на бумаге
свои мысли, показать свои знания, так как они, очевидно,
очень мало читают, оттого уровень их общего развития
невысок. Также обращает на себя внимание вопиющая
безграмотность выпускников, они делают ошибки в самых
простых словах, не говоря уже о научных терминах.
При подготовке к экзамену большое значение имеет работа по
материалам СМИ, так как зачастую, для того чтобы раскрыть
той или иной вопрос, нужно уметь анализировать прошедшие или
текущие события в мире, а для этого как нельзя необходимо
постоянно смотреть информационные передачи по телевидению и
читать газеты. Учащиеся, как правило, не смотрят по
телевидению познавательные или аналитические программы,
предпочитая им фильмы или передачи развлекательные. Многие
учителя вспомнили давно забытую практику проведения
политинформаций, анализа текущей политической информации и
эта работа приносит большую пользу, так как ученики учатся
не только выбирать самое главное, но и делать выводы,
приводить аргументы, высказывать свою точку зрения по
какому-либо вопросу.
Вовремя начатая работа по обучению написанию эссе поможет
избежать многих проблем на экзамене и за задание С–8 вполне
можно будет получить максимальную оценку.
Большую помощь при подготовке к экзамену может оказать книга
«ЕГЭ по обществознанию. Задание С 8 (эссе). Методические
указания и примеры выполнения заданий». Авторы Т.Н. Иванова
и М.Н. Краснова предлагают
готовые эссе и разбирают темы, предлагая план работы и
советы по написанию.
В следующем разделе пособия мы предлагаем перечень тем эссе,
которые встречались на экзаменах в прошлые годы. Здесь они
сгруппированы не только по темам – «философия»,
«политология» и т.д., но и внутри разделов афоризмы
располагаются по смысловому принципу: т.е., например, в
разделе «философия» рядом помещены изречения разных авторов
о процессе познания, о человеке, о цивилизации. Это
позволяет упростить работу по отработке навыков написания
эссе, а, кроме того, позволит учителям использовать эти
афоризмы на уроках для более полного изложения различных тем
курса обществознания. |
книги |