Рецензия на повесть
Дмитрия Суслина
Прочитал эту книгу дважды, с перерывом в два года.
Приведу несколько строчек из "первого впечатления":
"Начав читать про то, "Как Димка за права человека
боролся", я обалдел. Рассказ сам лился в меня.
Живой, светлый язык - явно он стал изящнее, по
сравнению с его "Страной..." - хотя и там вполне
нормально. Обаятельные, живые персонажи. Что Димка,
что Лёшка, от лица которого ведётся рассказ. Очень
хорошая мама мальчишек. Да всё там хорошее. Сюжет
простенький. Но это неважно! И никакой дидактики. Я
опасался, что Суслин начнёт читателя поучать, ведь
завязка-то классическая - "мальчик получает
двойку"... И вторая линия тоже классическая - "папа
ушёл из семьи, как плохо, что мамы и папы
разводятся"…
…но в этой книге всё живое и настоящее... Ни одного
приёма банальной дидактики, ни одной скучной
ситуации. Лёшка - это вообще песня! Не знаю, такими
ли словами думает настоящий третьеклассник, мне
как-то пофиг - я ему верил.
Вот только повесть короткая. Очень жаль это...
А финал - светлый. Без фальши и вымученного
хэппи-энда, не всё у них так уж прямо идеально
получилось, у этих мальчишек, но... да нет,
замечательно..."
На днях решил перечитать. Было интересно – выдержит
ли она "второе чтение"? Сюжет-то я помнил, да и
разборчивее стал.
Нет, ничего не изменилось. Всё так же, как в старый
добрый фильм, "включаешься" в историю. Начинаешь
видеть в ней какие-то новые искорки. Так же
перехватывает дыхание, когда видишь, как Лёшка
переживает за Димку. Так же завораживают моменты,
когда Лёшка, Димка и мама приходят в "критическую
точку" – вот Лёшка проболтался, что Димка пишет в
тетрадку не уроки, а чтобы "в суд подать". Кажется,
там всё просто. Но выписать такую яркую
эмоциональную сцену без фальши только кажется легко!
Это сумеет только мастер.
Здорово получаются и проходные, вспомогательные
сцены, например, с отцом Ваньки. Казалось бы, образ
даже не второго, третьего плана – но тоже "живёт".
Все персонажи такие. И Катя, к которой Лёшка
неравнодушен, но говорит об этом без "взрослых
соплей". И Вика. И её папа, прокурор, который любит
конфеты. И обе бабушки – Ванина и Димкина с Лёшкой.
Они разные, и что интересно – все характеристики-то
даны настолько незаметно, короткими, лёгкими
штрихами-действиями, через быстрые, моментальные
впечатления-снимки восприятия мальчика, что
создаётся впечатление, что не писатель нам их
рассказал, а они сами в нужный момент вспыхнули в
памяти.
И вот нас подводят к финалу. Папа… нет, пожалуй,
папаша… Почему-то он у меня ассоциируется с "Афоней"
из кино. Было бы странно, если бы Суслин "сделал
реверанс" и сочинил слезливо-фальшивую сцену, как
папа раскаялся и признал свою ошибку… Но и закрыть
историю на неудаче братьев было бы неверно. Это была
бы другая банальность, с другим знаком. И вот –
опять сильные, яркие характеристичные эпизоды. Ими
движет отчаянная решимость Димки поставить точку,
решить главный вопрос – увидеть отца, поговорить,
окончательно решить – будет он им отцом или
отмахнётся ещё раз – теперь уже навсегда. И против
этого натиска бессильны преграды – двое решительных
Коржиков каким-то вихрем преодолевают препятствия,
оставляя взрослых в растерянности, я бы сказал, с
разинутым ртом. Ещё бы! Взрослые так не умеют, они
запутались в своих обманах, нерешительности, "важных
делах"…
В книге есть энергичность, динамика, напряжение.
Есть и незаметная как будто, но очень важная
теплота. Она растворена в интонациях, в штрихах –
мимолётных знаках братской любви, отношениях с
мамой. Например, прекрасный эпизод, когда Димка с
Лешкой возвращаются домой после поисков отца. Их
ждёт бурная встреча. И там, как на американских
горках, на двух страницах фейерверком проносится всё
многообразие, вся полифония отношений.
Отличная книга…
. |