Размышления о современном образовании: достижения и
потери (глава,
не вошедшая в книгу "Тайна золотой медали, или как
стать отличником в школе, в ВУЗе и в жизни")
Одна из интереснейших тем в обществознании, которое
я преподаю в школе, тема о различных формах развития
общества. Формы бывают следующие: прогресс, это
когда развитие общественных отношений имеет
положительные качественные изменения, регресс, когда
отрицательные. И что самое интересное, очень часто
эти формы существуют параллельно. То есть, почти
всегда, когда что-то прогрессирует, другое наоборот
разрушается. Ярким примером является отрицательное
влияние научно-технического прогресса на природу и
окружающую среду. Но я бы хотел поразмышлять о том,
как прогресс и регресс коснулись столь важной для
всех нас сферы, как образование.
Наша страна все еще находится на переходном этапе
своего развития. Она пережила очередную революцию –
когда общество, основанное на
командно-административной политической и
экономической системе, с головой окунулось в
рыночную экономику с демократией, затем, также
стремительно решило вернуться к (традиционно для
нашей страны) великой роли государства. Чему и
способствуют проводимые в стране реформы.
Тем не менее, страну не узнать. Мой знакомый
американский учитель, который регулярно посещает
Россию, даже вздыхает:
- Как у вас было интересно в девяностые годы! Так
все необычно, оригинально. Нигде ничего подобного
увидеть мне не приходилось. А сейчас все так же, как
и везде.
А уж мир мой американец посмотреть успел. В каких
только странах не был.
То есть с обыденной точки зрения, мы уже почти ничем
не отличаемся от тех же мексиканцев, голландцев,
французов. Та же кока-кола в ларьках, те же
компьютеры и мобильные телефоны на каждом шагу.
Прогресс!
Но и что-то хорошее ушло безвозвратно. Майские и
ноябрьские демонстрации, например. Беззаботность и
не «думанье о завтрашнем дне», которым мы теперь все
обеспокоены, и которым нас когда-то пугали, но так
до конца напугать не смогли.
Также и с образованием. Много новых и интересных
достижений, о которых лет двадцать пять назад и
подумать было нельзя.
Но есть и потери. Тяжелые потери, если не восполнить
которые, все может повернуться не в лучшую для
общества и государства сторону. Вот об этих
достижениях и потерях, я хотел бы вместе с вами
поразмышлять.
Сначала о достижениях
Главным достижением современного образования, по
сравнению с тем, что было в советские времена,
является его альтернативность и плюрализм.
Это значит, что школа перестала быть, во-первых,
средней, как это было когда-то, во-вторых, она
перестала быть только государственной.
Начнем с первого пункта. Когда-то все школы были
средними. Они так и назывались. Хотя это не совсем
так. Вовсе не все. Дело в том, что даже в советское
время были так называемые специализированные школы.
Например, физико-математические, или с обучением
ряда предметов на иностранном языке. В каждом
крупном городе была своя английская или немецкая,
иногда французская школа. А в столицах были даже
испанская, итальянская и бог весть еще какая. И если
в физико-математические школы шли действительно
дети, способные к математике и физике, то в
иностранные школы шли так называемые «блатные», дети
начальства или партийной номенклатуры, которые
мечтали о поступлении в МГИМО и дипломатической
карьере.
Причем, никто особенно с ума по этим школам не
сходил.
Но были и такие средние школы, в которых
действительно качественно преподавались отдельные
предметы. Так, например, директор физик или
математик, сколачивал коллектив из сильных физиков и
математиков, все внимание уделял точным предметам, и
в результате такая школа де-факто превращалась в
математическую школу, чьи выпускники целыми классами
поступали в Бауманку или МИФИ. Также школа с сильным
историком или филологом директором могла отлично
готовить по гуманитарным предметам. И все знали в
городе, что если хочешь поступить в московский вуз,
то надо окончить шестнадцатую школу, или сорок
четвертую. В каждом городе были свои заветные номера
школ, в которые заинтересованные в хорошем и
качественном образовании родители стремились
пристроить своих сыновей и дочерей.
Но все же большинство школ были средними, и в них
училось большинство юных советских граждан. И
получали там неплохое среднее образование. Кроме
того, большая часть учащихся после восьмого класса,
как правило, покидала школу и отправлялась получать
профессиональное образование в училища и техникумы.
В девятом классе оставались те, кто собирался после
школы учиться дальше или те, кто хотел сразу же
после окончания школы пойти работать.
Такая система вполне всех устраивала, потому что
соответствовала требованиям индустриального
общества.
Затем старая общественная система рухнула, и на ее
обломках появилось неокрепшее демократическое
общество. Стали стремительно создаваться
демократические институты, и все были отпущены на
волю: армия, церковь, средства массовой информации и
образование.
Именно тогда и появились новые учебные заведения с
углубленным изучением отдельных предметов с добрыми
и старыми названиями - гимназии и лицеи. Конечно же,
данный статус сразу получили именно те школы,
которые сумели зарекомендовать себя прежде.
Главная цель создания подобных заведений – отбор
наиболее способных и талантливых детей, которым в
средних школах со средними учениками учиться
неинтересно, потому что там весь процесс обучения
ориентирован именно на средних учащихся и создание
для них комфортных условий для учебы. Проще говоря,
с ними стали работать углубленно.
Лицеи и гимназии стали вбирать в себя весь учебный
потенциал тех территорий, на которых они находились.
Другими словами, в них работают и учатся наиболее
профессиональные учителя и наиболее способные дети.
Что сразу же сильно снизило общий уровень средних
школ. То есть, если раньше они были средними, то
теперь их уровень стал ниже среднего.
Этот процесс проходил одновременно с изменениями в
социальной структуре общества. Все большее
расслоение общества на богатых и бедных,
благополучных и неблагополучных не могло не
отразиться на школе. Приходится сознавать тот факт,
что нынешняя средняя школа существует для низших
слоев общества, так как высшие и средние слои всеми
силами и средствами переводят своих детей в гимназии
и лицее, так как не хотят, чтобы их детей окружала
неблагополучная социальная среда.
Так что школа, как и все российское общество,
расслоилась на богатых и бедных, благополучных и
неблагополучных, образованных и необразованных. Что
никак к достижениям не отнесешь.
Вместе с тем, уже говорилось, что школа перестала
быть государственной. То есть появились школы
частные, где обучение ведется за деньги.
Главный признак таких школ – это высокая стоимость
обучения. Цена такая высокая, что позволить себе
обучение детей в подобном заведении могут только
богатые граждане.
Второй признак – в подобных школах уровень
образовательных услуг крайне низок.
Хоть это и противоречие, но подобные школы знаний
почти не дают. Они дают комфорт, хорошее питание,
обслуживание, охрану, но никак не образование.
Впрочем, клиентам оно и не к чему, так как родители
и в дальнейшем собираются учить своих детей платно,
а значит и зачем стараться и напрягаться и что-то
там еще учить.
Все мои коллеги, кто работал в подобных школах, в
один голос уверяют, что тамошние ученики либо
слабоумные, либо педагогически запущенные. То есть
те, кто в нормальных государственных школах учиться
не могут. Шансов для получения аттестата у них там
нет.
Кстати и кадры в подобных заведениях самые слабые,
потому что ни один уважающий себя учитель не пойдет
работать в частную школу – «вытирать дурачкам носы».
Это неинтересно.
Но о кадрах поговорим позднее, когда речь пойдет о
потерях. Мы же разбираем достижения.
Следующее, что хотелось бы отметить, это
многообразие образовательных услуг. Особенно в сфере
высшего образования. Раньше в каждом большом
областном или республиканском центре был стандартный
набор ВУЗов: педагогический, сельскохозяйственный,
медицинский, строительный, машиностроительный и еще
что-нибудь типа химического или вагоностроительного
факультетов.
Все остальное только в Москве или в Ленинграде.
Сейчас не так. Любую специальность можно получить
неподалеку от дома. Предложений масса. Хочешь,
можешь выучиться на актера, журналиста, юриста,
финансиста. Пожалуйста! Теперь везде есть актерские,
юридические, журналистские и прочие самые
экзотические факультеты. Учись, не хочу.
Выбор профессий тоже стал раз в десять богаче, чем
двадцать пять лет назад. Если нет ВУЗа, то уж
обязательно найдутся какие-нибудь астрологические
курсы.
Главное, сделать правильный выбор. Это ведь и есть
основной признак свободы.
Учебники. О, это отдельный разговор. Современному
обилию и разнообразию учебников я не устаю
поражаться и радоваться. Каких только книг нет на
полках книжных магазинов! Каких только авторов!
Хочешь, изучай лучших российских ученых, хочешь
зарубежных. Можно и тех и других. Куда в наше время
денешься без мирового опыта? Мы ведь теперь тоже
часть мирового сообщества.
И, конечно же, нельзя представить современного
учебного стола без компьютера. Теперь без него даже
первокласснику ни куда. Кто бы мог подумать об этом
лет двадцать назад? Только писатели фантасты. Да и
то, они обещали подобные технологии где-то ко второй
половине двадцать первого века. Хотя здесь я
лукавлю, говоря о писателях-фантастах. В десятом
классе обо всем этом нам уже рассказывала моя
классная руководительница Белова Антонина Федоровна.
Она хоть и преподавала нам биологию, но уже тогда
уверяла, что в ближайшие десятилетия персональные
компьютеры изменят буквально все.
В это верилось с трудом.
Но так оно и случилось! Компьютеры действительно
ворвались в нашу жизнь и кардинально ее изменили.
Вместе с компьютером в наших квартирах появился и
светло-серый кабель, который вдруг связал каждого из
нас в одно целое со всем миром. Я имею в виду
Интернет.
Это ли не фантастика?
Электронные книги, словари, энциклопедии и учебники
стали обыденностью. Вся мировая сокровищница знаний
и культурных ценностей теперь есть перед каждым,
стоит только ввести нужное слово в поисковой строке
Яндекса или Гугла. Любая информация! Любые книги!
Такое неподвластно было представить даже Герберту
Уэллсу.
Образование стало дистанционным. Теперь сидя дома,
можно окончить любой университет в мире: Гарвард,
Сорбонну, Оксфорд.
Просто дух захватывает.
Теперь о потерях
Пришла пора поговорить о грустном. О том, что
наболело.
Все годы, что я работаю в школе, я также работаю со
студентами из педагогических ВУЗов, которые приходят
в школу на практику.
Первые семь лет мне это было очень интересно. Одно
дело учить ребят, совсем другое готовить
специалистов в своей области. Делиться опытом.
Наблюдать за духовным ростом будущего специалиста.
Педагогическое, впрочем, как и любое другое
мастерство можно отточить только на практике. Для
этого она и существует. Погружение в рабочую среду
школы, общение с детьми и учителями, первые уроки и
классные мероприятия. Да и студенты, вырвавшиеся на
время из стен альма-матер полны энтузиазма и
решимости, чтобы овладеть новыми для себя знаниями,
навыками и умениями.
И я щедро делился своим опытом и мастерством,
которые мне самому давались нелегко и не сразу.
Но недавно я вдруг почувствовал, что интерес к
данному виду деятельности начал угасать. Почему?
Потому что в один прекрасный день я сделал для себя
потрясающее открытие. Вся моя работа оказалась
напрасной. Через меня за десять лет прошло больше
полусотни студентов, юношей и девушек, и ни никто из
них впоследствии не пошел работать в школу, не стал
учителем.
НИ ОДИН! ИЗ ПОЛУСОТНИ!
А ведь были среди них настоящие таланты, из которых
непременно получись бы учителя с большой буквы.
Нет, не пошли в школу великолепные предметники,
замечательные классные руководители. Просто хорошие
люди. Все они пошли в другие сферы деятельности.
Что и говорить? Когда я окончил исторический
факультет, то с нашего курса, на котором училось
пятьдесят человек, в школу пошли полтора десятка.
Меньше трети. Остальные рванули, кто куда. Кто в
милицию, кто в ФСБ. Ребята пошли работать в
прокуратуру, налоговую инспекцию, в бизнес, в банки.
Только не в школу.
Так было в 1993 году. Все же треть выпускников
решилась работать по диплому.
Сейчас цифра ноль.
А ведь сколько раз я слышал следующее:
- Мне, конечно в школе работать нравится. Хорошая,
творческая работа. Нужная. Но…
Теперь я сразу спрашиваю пришедших в школу
студентов:
- Вы собираетесь работать в школе?
И в ответ слышу дружное: «Нет!»
Затем мне как маленькому объясняют:
- Дмитрий Юрьевич, как можно работать в школе?
Зарплата молодого учителя шесть тысяч рублей. А ведь
нам надо снимать жилье. Там за месяц надо платить
столько же. Что останется на жизнь?
Что я на это могу ответить?
Недавно заболела одна учительница. Она потеряла
голос и вынуждена была оставить работу в школе.
Полгода наш директор не мог найти замену на ее
место. Полгода не велись уроки. Пришлось раскидать
ее ставку на остальных учителей. Моя нагрузка
увеличилась, и сразу же упал КПД.
А ведь почти все учителя вынуждены работать на
полторы-две ставки, чтобы повысить свои доходы.
Отсюда два печальных следствия: невысокое качество
работы и быстрое истощение организма, снижение
здоровья и постоянные болезни. Мой тесть, один из
лучших учителей физики нашего города умер, не дожив
до пенсии один год. Теща, тоже очень сильный физик,
проработала еще три года, но затем здоровье не
позволило ей продолжать трудовую деятельность, и она
тоже покинула школу.
Теперь в обеих школах, где они прежде трудились,
сменилось уже по нескольку молодых учителей. Они тут
же уходят из школы, как только находят другую более
оплачиваемую или менее нервную и напряженную работу.
Ни о каких результатах, что были прежде, говорить не
приходится. Ведь для того, чтобы стать действительно
хорошим преподавателем, нужно работать лет десять.
Впрочем, как в любой профессии.
Так что главной потерей современного образования,
мне кажется, является его стремительное обеднение
кадрами. Скоро хороших учителей совсем не останется.
Это не было так заметно даже десять лет назад, но
сегодня просто бросается в глаза. Как говорится,
старая гвардия уходит, ряды остаются пустыми. Некому
заполнить образовавшиеся бреши.
А те, кто остался, работают на полторы-две ставки,
да еще и занимаются репетиторством, для которого
также надо оставить силы и время.
Казалось бы вот оно – решение проблемы.
Репетиторство! Это же реальный заработок для
учителя.
Для опытного и старого да. Многие предметники
неплохо решают за счет репетиторства нехватку денег,
компенсируют им низкий уровень зарплаты. Но ведь,
репетиторство вещь сезонная. Проблему оно не
снимает.
Опять же, к кому родители отправят ребенка
заниматься? К старому опытному педагогу. Значит,
возможность подзаработать репетиторством никак не
является стимулом для молодого учителя. Так что
никто не идет в школу с мыслью о том, что там можно
заниматься репетиторством.
Молодым людям нужен реальный заработок, а не
возможный или будущий.
Второй великой потерей нашего современного
образования является его жесткое, порой беспощадное,
даже жестокое отношение к учащимся.
Стремление к дополнительному заработку приводит к
навязыванию репетиторства. А как можно навязать
репетиторство? Очень просто. Внушить родителям, что
их ребенок нуждается в дополнительных индивидуальных
занятиях. Для этого, надо «посадить» ребенка на
низкие оценки.
Именно такой термин и существует среди учителей и
преподавателей вузов «Посадить».
Любой родитель теперь знает, что если у ребенка,
который до этого вполне нормально учился, появились
низкие оценки, это сигнал, что надо нанимать
репетитора, что очень часто чувствительно бьет по
семейному бюджету и просто треплет нервы. Отсюда
закономерное недовольство, которое может перерасти в
конфликт. И этот конфликт зреет с каждым годом. Он
раскалывает общество изнутри. Ситуацию, которая в
настоящее время сложилась между обществом и школой,
я бы охарактеризовал таким термином, как «холодная
война». Учителя воюют с родителями и с детьми,
родители воюют с учителями, дети и с теми и другими.
Только вот кто победит в этой войне?
Высшее образование фактически стало платным. В
принципе ничего трагического в этом нет. Весь мир
учится за деньги. Но в нашей стране среди учащихся
есть устойчивое мнение о том, что если деньги
заплачены, то можно не учиться.
Вот это заблуждение действительно является
трагическим. Ломается сознание. Ведь в данном случае
покупается не образование, то есть знания,
необходимые для дальнейшей трудовой деятельности, а
покупается аттестат. Всего лишь документ. В
результате в стране уже ходят миллионы молодых людей
с аттестатами о высшем образовании в кармане, но
фактически почти полуграмотные специалисты.
Недоучки. Полуобразованцы.
И эти самые полуобразованцы стремительно заполняют
все важнейшие сферы, отчего общий жизненный уровень
страны стремительно падает.
После всех этих размышлений напрашиваются два очень
важных для нас вывода.
Вывод первый: чем больше плохих и слабых
специалистов, тем выше на рынке труда ценятся
отличники. Работодатель теперь куда более
внимательно изучает не только диплом, но оценочный
лист. И красный диплом имеет, куда больший вес, чем
синий или зеленый.
Вывод второй: в нынешних условиях быть отличником
куда труднее, нежели двадцать лет назад. Теперь
кроме прилежания и учебных способностей надо иметь
еще много других важных качеств, быть настоящим
психологом, разведчиком на враждебной территории.
Надо уметь правильно выбирать друзей и пользоваться
их помощью, еще важнее разгадать врагов и
нейтрализовать их недоброжелательные злые действия.
И, наконец, крайне важно просто соблюдать
определенные правила. На тернистом учебном пути
таятся множество подводных камней. Как их увидеть?
Как определить?
Дмитрий Суслин,
учитель высшей категории, писатель
. |