Как
научить ребенка любить.
Научить ребенка любить задача с одной стороны очень
легкая, а с другой стороны очень даже и не простая.
Откуда появляются люди, которые умеют любить
по-настоящему, и откуда берутся люди, которые
совершенно не способны на это глубокое сердечное
чувство? Ответ здесь очевидный – из детства. Все мы
родом из детства: плохие и хорошие, злые и добрые,
любящие и ненавидящие. Все закладывается в первые
годы жизни, все закладывается и прививается
родителями и окружающими.
Так что же надо сделать для того, чтобы ребенок
вырос с любовью в сердце?
Казалось бы, ответ очевиден и прост. Надо просто
очень сильно любить ребенка. Любовь это ответное и
взаимное чувство. Оно словно хрупкое растение
способно вырасти только, если его пестовать и
лелеять. Наша любовь будет тем теплом, светом и
водой с помощью которых и можно вырастить цветок
любви.
Уместно также вспомнить, что любовь бывает разная.
Любовь к родителям и близким, любовь к окружающему
миру, любовь к природе, любовь к людям, любовь к
друзьям, конечно же любовь к представителю
противоположного пола (да-да, эта именно та самая
любовь, про которую больше всего говорят, про
которую слагают стихи и песни и которую описывают в
романах, показывают в кино и т.д.), продолжаем
перечислять: любовь к вещам, к еде и напиткам (да-да
и такие тоже встречаются), любовь к животным, цветам
и конечно же любовь к Родине.
Список этот вы легко можете продолжить сами, а вот
завершить его можно следующим понятием: любовь к
себе любимому. И не удивляйтесь! Любить себя тоже
надо уметь, и не все это могут. А вот современная
психология ставит данную разновидность любви на одно
из первых мест по степени важности. Каков аргумент?
Все очень просто. Человек который не способен любить
себя, не способен любить других. Задумайтесь об
этом.
Итак, мы выяснили, что любовь – чувство одно, а вот
виды и объекты любви очень даже разные.
Видите, сколько вокруг любви? Людей, которые ничего
или никого не любят, на свете просто нет. Даже очень
гадкие на взгляд окружающих люди что-нибудь любят.
Они, например, могут с любовью выращивать у себя на
даче или даже на подоконнике редкие цветы или
кормить бездомных собак и кошек, а отъявленный
злодей, сидящий в одиночной камере тюрьмы любит
маму, или способен полюбить и выпестовать таракана
или мышонка, случайно попавшего к нему в руки. Что
мы можем сказать о последних случаях? Ведь кажется
любовь на лицо, но что-то тут не так. Что именно?
Дело в том, что здесь мы наблюдаем очень узкий
диапазон любви. То есть из всего вышеперечисленного
человек способен только на две или три разновидности
любви. Так что налицо недоработка. Чья? Конечно
родителей.
Так что наша с вами родительская задача очень даже
получается непростая. Ведь мы должны научить ребенка
любить не только себя и маму с папой, но и чего
только еще.
А теперь перейдем к практике. С чего начнем? Давайте
прямо по нашему списку и пойдем. Что у нас там?
1. Любовь к родителям и близким. Здесь я даже никого
учить не буду. Все и так знают, что если ребенка
родные и близкие любят, он обязательно ответит на
это своей любовью. Надо отметить, что в условиях
современного мира, когда наблюдается преобладание
нуклеарной семьи, детям катастрофически не хватает
общения (а следовательно и любви) с бабушками и
дедушками. Или же наоборот многие такие родители
отправляют детей жить (или просто надолго) к
бабушкам и дедушкам, а сами не видят их неделями, а
то и месяцами. Что же значит, запретить походы к
дедушкам? Конечно нет. Просто, когда дети
возвращаются домой, любовь надо удвоить, или
утроить, чтобы наверстать упущенное. Помните главное
не должно быть ДЕФИЦИТА родительской любви.
2. Любовь к окружающему миру. Здесь главное средство
задушевные беседы и расширение кругозора, а
следовательно надо прививать и любовь к чтению. Как
писатель, последнее советую НАСТОЯТЕЛЬНО!
3. Любовь к природе. Почаще выезжайте на природу, а
главное не относитесь к ней потребительски. Иначе
ребенок тоже будет воспринимать ее не как ХРАМ, а
только лишь как мастерскую.
4. Любовь к людям. Людей надо любить. Верующие люди
меня поймут. Порядочные тоже. Зачем? Чтобы нас тоже
любили. Зачем же еще. Все очень просто.
5. Любовь к друзьям. Дружба вещь хрупкая, родители
часто пытаются ее сломать. Может быть, иногда и
следует это делать. Тема для отдельного разговора.
6. Любовь к представителю противоположного пола.
Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь.
Можно не ждать любовь, но готовым к ней надо быть
всегда. На свете живет очень много людей, которые
искренне считают, что все мужики сволочи, а все бабы
твари. Знаете почему? Потому что им в детстве
внушили, что все мальчишки дураки и забияки, а все
девчонки дуры и ябеды. Постарайтесь не делать этого.
Ребенок с ранних лет должен знать, что любая
девочка, это будущая мама, а мальчик папа. Если
ребенок любит маму и папу, то и ребенка (а
впоследствии и взрослого) противоположного пола
будет воспринимать правильно и соответственно
исполнять свою социальную половую роль. Сейчас
неисполнение половых социальных ролей - очень острая
и обостряющаяся проблема в современном воспитании.
7. Любовь к вещам. Раньше подобная любовь называлась
мещанством и очень не одобрялась. Во всяком случае,
открыто выражать свои чувства по отношению к вещам,
было не принято. Но теперь мы знаем, что ничего
плохого здесь нет. Вещи надо любить и беречь, потому
что они достаются нам С ТРУДОМ. Так как же нам после
этого не любить машину, о которой грезили столько
времени, и столько работали, чтобы ее купить,
меховое манто, колье с бриллиантом, компьютер,
кресло-качалку и т.д.? И это касается не только
дорогих вещей, но и всех прочих. Так что приучать
малыша любить вещи надо с младенчества. Как это
делать? Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен
давно уже дал нам рецепт. Вещи надо одушевлять и
оживлять. А вообще-то ребенок часто это делает и без
нашей помощи, и его просто надо в этом поддержать.
Заодно и фантазия разовьется, а значит повысится
творческий потенциал личности. И если малыш вечером
перед сном гладит куклу, мишку или паровозик и берет
ее с собой в постель, это надо только поощрять
(конечно до поры до времени). То же самое и с
вещами. Любимая пижамка должна быть всегда на месте
и разглажена, а не смята, иначе ей будет плохо,
сандалики должны стоять на полочке и не убегать друг
от друга, ведь они братья-близнецы, им нельзя друг
без друга. С подобным подходом ребенок не только
любит вещи, но и приучается к аккуратности.
8. Любовь к животным. Любить животных на расстоянии
или, глядя на них по телевизору, очень сложно.
Постарайтесь, чтобы рядом с малышом был кто-то
живой, пусть даже светлячок (см. рассказ
В.Драгунского «Он живой и светится»).
9. К еде и напиткам. Такая любовь приходит сама,
звать ее не надо, все зависит от физиологии.
Поощрять и потворствовать данной любви ни к чему.
(см. статью «Если ребенок плохо ест»).
10. К цветам. По-настоящему можно полюбить только
тот цветок, который вырастил сам. Так что купите
малышу горшок, семечко и с Богом.
11. Любовь к Родине. Здесь уже не статья отдельная
нужна, а книга. Уж очень это необъятная тема.
Помните, как тяжело с этим было в девяностые годы?
Детей, которые взрослели в эти годы, некоторые
социологи считают потерянным поколением. Справедливо
ли это? Сказать еще трудно. Страну, которая
переживает острейший и комплексный кризис любить не
просто. Куда легче любить сильную и мощную державу.
И легче любить маленькую и слабую страну. За что? А
именно за слабость и за то, что она маленькая.
Маленьких всегда любят.
12. Любовь к себе. Тут главное не перегнуть палку,
иначе любовь к себе может перерасти в нарциссизм, а
это уже опасно. Эгоизм должен иметь рамки.
Дмитрий Суслин,
учитель высшей категории, писатель
. |