РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ: Дмитрий Суслин и его электронные книги. Детская литература.  
  РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ - Дмитрий Суслин и его электронные КНИГИ. Качественная детская литература.      
[ Биография
Интервью
Отклики читателей
Книги
Иллюстрации
Жуткие рассказы
Клуб «Белая башня»
Гостевая книга
Ссылки
]

 
 

Как приобщить малыша к домашним делам – уборка квартиры, мытье посуды, уборка своей комнаты и т.д. – всё, что связано с помощью маме, папе.

Не секрет, что для многих родителей становится невыполнимой задачей приобщить своих детей к домашнему труду. Почему такое происходит? Причин может быть великое множество, но все они сводятся к одной единственной: родители вовремя не научили ребенка трудиться. Так когда же и каким образом начинать это важное дело?
Ответ тут может быть тоже только один единственный. Чем раньше, тем лучше!
И здесь необходимо использовать две тактики. Тактика поощрения на первом (предварительном) и самом важном этапе и тактика ролевой игры на втором заключительном этапе. Каждый из этих двух этапов очень важен. Хотя, если ваш ребенок уже достиг двухлетнего возраста, придется начинать со второй тактики, но будет труднее и дольше. Тем не менее отчаиваться не надо. Лучше поздно, чем никогда.
Теперь разберем эти этапы и обе тактики.
Этап первый: Тактика поощрения. Что это такое? Здесь ключевым словом станет слово: «Похвала». Как маслом не испортишь кашу, так никогда не испортишь похвалой маленького ребенка. Так когда же приступать к трудовому обучению? Когда ребенок способен начать трудиться и стать в семье помощником? Отвечаем. Когда происходит процесс перехода от грудного вскармливания к обычному. Когда ваш ребенок научится работать ложкой ( а это один из первых и важнейших его навыков), с этого момента он и становится маминым и папиным помощником. Главное здесь, не упустить момент и дать малышу понять, какой он молодец, что умеет сам есть ложкой. Здесь уж ребенка точно не перехвалишь. Обязательно каждый раз говорите ребенку:
- Умница! Разумница! Совсем стал взрослый. Ты мой помощник! Теперь у нас будет намного больше времени, чтобы поиграть, погулять, покататься на лошадке и т.п..
Ребенок усваивает сразу четыре вещи.
1. Что он хороший, потому что что-то делает сам.
2. Он растет и взрослеет.
3. Он ПОМОГАЕТ маме и папе.
4. Своим поступком он приносит пользу не только родителям, но и самому себе. Ведь теперь у мамы и папы больше времени, чтобы общаться с ним с таким любимым и хорошим.
Такая четырехуровневая похвала также становится стимулом для того, чтобы осваивать остальные навыки. Запущены механизмы познания и активной и полезной деятельности. Та же схема используется, и когда малыш научится ходить, укладываться спать, одеваться и обуваться, завязывать шнурки, разговаривать и так далее. Каждый раз, как только ребенок освоит что-то новое, его надо хвалить не только за это, но и объяснять, каким образом это помогает родителям. Он теперь ходит, значит, маме не надо носить его на руках, и мама будет меньше уставить, потому что не надо носить тяжелого карапуза. Малыш одевается сам, значит у мамы еще меньше хлопот. И это тоже большая помощь. И так далее. Пока, малыш не становится вполне самостоятельным человеком,
Может возникнуть вопрос, а разве все это не происходит само собой? Почему обязательно хвалить ребенка и что-то такое ему объяснять? Он может вообще ничего не понять. К чему тратить на это время?
Как часто мы взрослые бываем ленивы! И лень свою оправдываем неспособностью маленьких детей понимать элементарные вещи. А ведь дети очень умные создания и многие вещи понимают с пеленок не хуже нас взрослых. Так что не бойтесь, что вас не поймут. Вас не поймут в том случае, если вы будете молчать. В данном случае молчание не золото, а смерть. Смерть всем будущим победам.
Теперь переходим к следующему этапу. Этапу ролевой игры.
Давайте вспомним школьные уроки обществознания. Что мы знаем про виды деятельности? Мы знаем, что деятельность бывает разная. И мы знаем, что в каждом возрасте есть преобладающий вид деятельности. У нас с вами, уважаемые взрослые, таковой является трудовая деятельность, у подростков учеба и общение, а вот у малышей главная деятельность – это игра! И ее ничем не заменишь. Малыш живет в игре.
А что такое труд? Труд это последовательные действия, которые приносят существенную пользу. Оно малышу нужно? Конечно нет. Он еще не стал меркантильным. Значит наша с вами задача превратить любой труд в увлекательную игру.
С чего начнем? Конечно с уборки игрушек! Это первое, что должен освоить ребенок в своей трудовой деятельности.
Все мы прекрасно помним, как радостно было в детстве играть с игрушками. Но все мы также очень хорошо помним, как потом не хотелось их класть на место. Как ругалась мама, как она ворчала, и как тяжело ее было уговорить помочь нам убраться.
Но именно в этом занятии лежит ключ к успеху. Как превратить столь скучное, если не сказать, печальное занятие, в увлекательную игру? Есть только средство. Наполнять действия ребенка ярким смыслом. Что мы обычно говорим малышу, заставляя его убирать игрушки, когда он задает нам вполне закономерный вопрос: «А зачем это нужно?» Мы отвечаем: Потому что так надо! Чтобы был порядок! Ты играл, ты и клади все на место.
Но наши слова не убеждают ребенка в пользе дела, а лишь вызывают споры, слезы, капризы и т.д.
А ведь надо всего лишь взять с пола мишку и спросить его: «Мишутка ты хочешь провести ночь на жестком холодном полу?» Затем надо изменить голос, и Мишутка ответит: «Не хочу! Я хочу спать в своей коробочке. Там тепло, там мягко и там хорошо. Я так люблю свою коробочку». Затем своим голосом: «Конечно, милый Мишутка, ты будешь спать в своей коробочке». Любой ребенок тут же с ходу включится в эту игру, и кукла отправится в мягкую постельку, машинка в гараж, кубики на полку, а книжки в стол. И все будет сделано весело, с любовью. И когда все игрушки будут на местах, надо обязательно отметить, как в комнате стало красиво и вместе с ее хозяином полюбоваться красотой. И будьте уверены, что эта игра станет любимой и ежевечерней. Если малыш научится сам убирать за собой игрушки, то и все остальное он научится делать быстро и весело. Точно также надо учить ребенка убирать свою комнату. Вещи должны ожить и стать друзьями. Кровать хочет, чтобы ее заправили, потому что к ней днем должен зайти в гости диванчик из соседней квартиры, и она не хочет быть перед ним в неодетом виде. Пол хочет быть чистым, потому что из окна на него смотрят птицы и они начинают его дразнить, если он пыльный или грязный. Веник это не просто веник, это волшебный конь с волшебным хвостом, а мусор не просто мусор – это слуги злого короля и волшебника Мусорина Тринадцатого. Они проникли в дом и хотят завоевать его. Так дадим ему отпор!
И так во всем. Труд – веселая игра, игра – это радостный труд. Вот простая педагогическая формула, которая непременно приведет нас к успеху.
Теперь хочу предупредить родителей от двух самых главных и опасных ошибок, которые многие допускают в этот период. Первая ошибка – это желание сделать что-то за ребенка. Малыш хочет помыть пол или посуду, но мама не хочет, чтобы он в данный момент возился с водой, и моет пол сама, ребенок хочет нарезать овощи для супа, мама в ужасе – у ребенка нож! Это опасно! И опять все делает сама. И так каждый раз. Вплоть до мелочей. В конце концов, в ребенке убивается желание к самостоятельным действиям, и он становится равнодушен к домашним делам, и уже дальше заинтересовать его будет нельзя. Опыт показывает, что процесс становится необратимым. Вторая ошибка, еще более опасная и приводящая к еще большим отрицательным последствиям. КРИТИКА. Малыш что-то сделал сам. Помыл пол, посуду, застелил кровать. У него все вышло не так уж гладко. И родитель, исполненный самыми благими намерениями, укажет ему на все эти недостатки, или что еще хуже, переделает сам и скажет: «Вот видишь, как надо?». Все. На этом можно ставить точку. Результат будет точно такой же, как и в первом случае. Не ждите от него больше помощи. Вы потеряли своего помощника. Наберитесь душевных сил и не критикуйте своего ребенка, не мешайте ему, и с каждым разом у него будет получаться все лучше и лучше.
Необходимо также отметить, что очень важную роль на втором этапе играет наш личный пример. Посудите сами, если мы выполняем домашнюю работу с перекошенным от злости лицом, при этом ворчим и сетуем, то подобное настроение очень скоро перейдет и к ребенку. Его не обмануть. Такого не бывает, чтобы малыш радовался домашней уборке, если родители терпеть ее не могут, и самое главное, даже не могут этого скрыть. Ну и еще одно правило. У лентяев никогда не будет трудолюбивых детей. Так что, может быть стоит начать с себя? Бросьте сетовать и злиться, лучше представьте, что вы сами тоже ребенок и превратите свой труд в увлекательную игру. Результат вас только порадует.
Пора подвести итоги. Итак, что нам нужно для того, чтобы приобщить малыша к домашнему труду? Всего три волшебные вещи: Похвала, веселая игра и личный пример. Вот и все. Ничего сложного.

Дмитрий Суслин, учитель высшей категории, писатель

.

 
  Все статьи
Все книги Электронные книги
Детские книги Скачать книги
Для взрослых Скачать книги бесплатно
Рассказы Бесплатные книги
Фантастика Наша Нарния
Фэнтези Дж,Р,Р.Толкиен и его мир.
Сказки Николай Носов и его мир
Мистика  
Юмор Статьи
Детективы  
Любовные романы библиография