Как
приобщить малыша к домашним делам – уборка квартиры,
мытье посуды, уборка своей комнаты и т.д. – всё, что
связано с помощью маме, папе.
Не секрет, что для многих родителей становится
невыполнимой задачей приобщить своих детей к
домашнему труду. Почему такое происходит? Причин
может быть великое множество, но все они сводятся к
одной единственной: родители вовремя не научили
ребенка трудиться. Так когда же и каким образом
начинать это важное дело?
Ответ тут может быть тоже только один единственный.
Чем раньше, тем лучше!
И здесь необходимо использовать две тактики. Тактика
поощрения на первом (предварительном) и самом важном
этапе и тактика ролевой игры на втором
заключительном этапе. Каждый из этих двух этапов
очень важен. Хотя, если ваш ребенок уже достиг
двухлетнего возраста, придется начинать со второй
тактики, но будет труднее и дольше. Тем не менее
отчаиваться не надо. Лучше поздно, чем никогда.
Теперь разберем эти этапы и обе тактики.
Этап первый: Тактика поощрения. Что это такое? Здесь
ключевым словом станет слово: «Похвала». Как маслом
не испортишь кашу, так никогда не испортишь похвалой
маленького ребенка. Так когда же приступать к
трудовому обучению? Когда ребенок способен начать
трудиться и стать в семье помощником? Отвечаем.
Когда происходит процесс перехода от грудного
вскармливания к обычному. Когда ваш ребенок научится
работать ложкой ( а это один из первых и важнейших
его навыков), с этого момента он и становится
маминым и папиным помощником. Главное здесь, не
упустить момент и дать малышу понять, какой он
молодец, что умеет сам есть ложкой. Здесь уж ребенка
точно не перехвалишь. Обязательно каждый раз
говорите ребенку:
- Умница! Разумница! Совсем стал взрослый. Ты мой
помощник! Теперь у нас будет намного больше времени,
чтобы поиграть, погулять, покататься на лошадке и
т.п..
Ребенок усваивает сразу четыре вещи.
1. Что он хороший, потому что что-то делает сам.
2. Он растет и взрослеет.
3. Он ПОМОГАЕТ маме и папе.
4. Своим поступком он приносит пользу не только
родителям, но и самому себе. Ведь теперь у мамы и
папы больше времени, чтобы общаться с ним с таким
любимым и хорошим.
Такая четырехуровневая похвала также становится
стимулом для того, чтобы осваивать остальные навыки.
Запущены механизмы познания и активной и полезной
деятельности. Та же схема используется, и когда
малыш научится ходить, укладываться спать, одеваться
и обуваться, завязывать шнурки, разговаривать и так
далее. Каждый раз, как только ребенок освоит что-то
новое, его надо хвалить не только за это, но и
объяснять, каким образом это помогает родителям. Он
теперь ходит, значит, маме не надо носить его на
руках, и мама будет меньше уставить, потому что не
надо носить тяжелого карапуза. Малыш одевается сам,
значит у мамы еще меньше хлопот. И это тоже большая
помощь. И так далее. Пока, малыш не становится
вполне самостоятельным человеком,
Может возникнуть вопрос, а разве все это не
происходит само собой? Почему обязательно хвалить
ребенка и что-то такое ему объяснять? Он может
вообще ничего не понять. К чему тратить на это
время?
Как часто мы взрослые бываем ленивы! И лень свою
оправдываем неспособностью маленьких детей понимать
элементарные вещи. А ведь дети очень умные создания
и многие вещи понимают с пеленок не хуже нас
взрослых. Так что не бойтесь, что вас не поймут. Вас
не поймут в том случае, если вы будете молчать. В
данном случае молчание не золото, а смерть. Смерть
всем будущим победам.
Теперь переходим к следующему этапу. Этапу ролевой
игры.
Давайте вспомним школьные уроки обществознания. Что
мы знаем про виды деятельности? Мы знаем, что
деятельность бывает разная. И мы знаем, что в каждом
возрасте есть преобладающий вид деятельности. У нас
с вами, уважаемые взрослые, таковой является
трудовая деятельность, у подростков учеба и общение,
а вот у малышей главная деятельность – это игра! И
ее ничем не заменишь. Малыш живет в игре.
А что такое труд? Труд это последовательные
действия, которые приносят существенную пользу. Оно
малышу нужно? Конечно нет. Он еще не стал
меркантильным. Значит наша с вами задача превратить
любой труд в увлекательную игру.
С чего начнем? Конечно с уборки игрушек! Это первое,
что должен освоить ребенок в своей трудовой
деятельности.
Все мы прекрасно помним, как радостно было в детстве
играть с игрушками. Но все мы также очень хорошо
помним, как потом не хотелось их класть на место.
Как ругалась мама, как она ворчала, и как тяжело ее
было уговорить помочь нам убраться.
Но именно в этом занятии лежит ключ к успеху. Как
превратить столь скучное, если не сказать, печальное
занятие, в увлекательную игру? Есть только средство.
Наполнять действия ребенка ярким смыслом. Что мы
обычно говорим малышу, заставляя его убирать
игрушки, когда он задает нам вполне закономерный
вопрос: «А зачем это нужно?» Мы отвечаем: Потому что
так надо! Чтобы был порядок! Ты играл, ты и клади
все на место.
Но наши слова не убеждают ребенка в пользе дела, а
лишь вызывают споры, слезы, капризы и т.д.
А ведь надо всего лишь взять с пола мишку и спросить
его: «Мишутка ты хочешь провести ночь на жестком
холодном полу?» Затем надо изменить голос, и Мишутка
ответит: «Не хочу! Я хочу спать в своей коробочке.
Там тепло, там мягко и там хорошо. Я так люблю свою
коробочку». Затем своим голосом: «Конечно, милый
Мишутка, ты будешь спать в своей коробочке». Любой
ребенок тут же с ходу включится в эту игру, и кукла
отправится в мягкую постельку, машинка в гараж,
кубики на полку, а книжки в стол. И все будет
сделано весело, с любовью. И когда все игрушки будут
на местах, надо обязательно отметить, как в комнате
стало красиво и вместе с ее хозяином полюбоваться
красотой. И будьте уверены, что эта игра станет
любимой и ежевечерней. Если малыш научится сам
убирать за собой игрушки, то и все остальное он
научится делать быстро и весело. Точно также надо
учить ребенка убирать свою комнату. Вещи должны
ожить и стать друзьями. Кровать хочет, чтобы ее
заправили, потому что к ней днем должен зайти в
гости диванчик из соседней квартиры, и она не хочет
быть перед ним в неодетом виде. Пол хочет быть
чистым, потому что из окна на него смотрят птицы и
они начинают его дразнить, если он пыльный или
грязный. Веник это не просто веник, это волшебный
конь с волшебным хвостом, а мусор не просто мусор –
это слуги злого короля и волшебника Мусорина
Тринадцатого. Они проникли в дом и хотят завоевать
его. Так дадим ему отпор!
И так во всем. Труд – веселая игра, игра – это
радостный труд. Вот простая педагогическая формула,
которая непременно приведет нас к успеху.
Теперь хочу предупредить родителей от двух самых
главных и опасных ошибок, которые многие допускают в
этот период. Первая ошибка – это желание сделать
что-то за ребенка. Малыш хочет помыть пол или
посуду, но мама не хочет, чтобы он в данный момент
возился с водой, и моет пол сама, ребенок хочет
нарезать овощи для супа, мама в ужасе – у ребенка
нож! Это опасно! И опять все делает сама. И так
каждый раз. Вплоть до мелочей. В конце концов, в
ребенке убивается желание к самостоятельным
действиям, и он становится равнодушен к домашним
делам, и уже дальше заинтересовать его будет нельзя.
Опыт показывает, что процесс становится необратимым.
Вторая ошибка, еще более опасная и приводящая к еще
большим отрицательным последствиям. КРИТИКА. Малыш
что-то сделал сам. Помыл пол, посуду, застелил
кровать. У него все вышло не так уж гладко. И
родитель, исполненный самыми благими намерениями,
укажет ему на все эти недостатки, или что еще хуже,
переделает сам и скажет: «Вот видишь, как надо?».
Все. На этом можно ставить точку. Результат будет
точно такой же, как и в первом случае. Не ждите от
него больше помощи. Вы потеряли своего помощника.
Наберитесь душевных сил и не критикуйте своего
ребенка, не мешайте ему, и с каждым разом у него
будет получаться все лучше и лучше.
Необходимо также отметить, что очень важную роль на
втором этапе играет наш личный пример. Посудите
сами, если мы выполняем домашнюю работу с
перекошенным от злости лицом, при этом ворчим и
сетуем, то подобное настроение очень скоро перейдет
и к ребенку. Его не обмануть. Такого не бывает,
чтобы малыш радовался домашней уборке, если родители
терпеть ее не могут, и самое главное, даже не могут
этого скрыть. Ну и еще одно правило. У лентяев
никогда не будет трудолюбивых детей. Так что, может
быть стоит начать с себя? Бросьте сетовать и
злиться, лучше представьте, что вы сами тоже ребенок
и превратите свой труд в увлекательную игру.
Результат вас только порадует.
Пора подвести итоги. Итак, что нам нужно для того,
чтобы приобщить малыша к домашнему труду? Всего три
волшебные вещи: Похвала, веселая игра и личный
пример. Вот и все. Ничего сложного.
Дмитрий Суслин,
учитель высшей категории, писатель
.
|