РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ: Дмитрий Суслин и его электронные книги. Детская литература.  
  РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ - Дмитрий Суслин и его электронные КНИГИ. Качественная детская литература.      
[ Биография
Интервью
Отклики читателей
Книги
Иллюстрации
Жуткие рассказы
Клуб «Белая башня»
Гостевая книга
Ссылки
]

 
 

Благородство - как развить у ребенка умение вести себя самоотверженно.

Задача, которая стоит перед нами очень не простая. Каким образом научить ребенка вести себя самоотверженно? Купить ему костюм Зорро и шпагу и отдать в секцию фехтования? Почему бы и нет? Очень не плохое решение. И все же, боюсь, этого будет мало.
Быть самоотверженным это не только смелость и отвага, это в первую очередь умение ставить общественные интересы выше личных. Но что значит общественные интересы для отдельного субъекта? Здесь надо разобраться с уровнем этих самых общественных интересов. Таковых можно выделить четыре. Уровень первый – это семья (родные и близкие), и ее интересы. Второй уровень – коллектив, учебный или рабочий. Третий уровень – страна, родина, государство, гражданином, которого ты являешься. Наконец последний уровень – это Человечество или планета Земля. Теперь, разобравшись с уровнем общественных интересов, мы можем сделать вывод, что быть самоотверженным – это поступать так, чтобы приносить пользу не столько себе, сколько семье, классу или коллективу, России или всему человечеству. В этом и заключается благородство в его современном понятии. Благородный человек всегда старается для других, а не для себя, в этом его самоотверженность.
А вот теперь мы снова возвращаемся к вопросу, как развить у ребенка умение вести себя самоотверженно. Какие шаги мы родители должны сделать и какие действия предпринять, чтобы наш ребенок вырос благородным и самоотверженным?
Для того, чтобы определить дальнейшую тактику нашего поведения, полезно вспомнить историю и литературу. Кто и когда называл себя благородным?
На память сразу приходят такие социальные группы, как западно-европейское рыцарство, японские самураи, северо-американские индейцы или герои любимых книг: Дон Кихот, мушкетер Атос, Владимир Дубровский, Виннету и многие другие. Что их всех объединяет? На мой взгляд, это две вещи. Первое – принадлежность к благородной семье (клану, сословию), второе, у всех у них есть писанный или неписанный свод правил, неукоснительно и самоотверженно исполняя который, они и удостаиваются чести называться благородными. Вспомнили? Рыцарский кодекс, кодекс самурая, дворянский кодекс и т.д. То есть, у человека есть не только благородные родители и прочие предки, но также существует руководство к действию, в котором четко и ясно сказано, что делать нужно, а что нельзя. Если человек выполняет этот кодекс, значит он благородный и достоин своих предков, если нет, то, увы, он таковым не является.
Исходя из всего вышесказанного, мы и должны объяснить ребенку две вещи: объяснить ему, что он, его родители и прочие близкие есть благородные люди, и заложить в его сознании те самые правила, тот кодекс чести, который он и должен будет самоотверженно исполнять всю свою жизнь. Согласитесь, задача не простая.
Теперь подробнее остановимся на благородстве нашей семьи. Что значит благородная семья в наше время, когда согласно конституции мы все равны. Раньше все было проще. Общество делилось на сословия, и благородными считались только правящие и обладающие привилегиями дворянство и духовенство. То есть благородство крови прописывалось в законе. Теперь этого нет. Все мы равноправные граждане. В современном законодательстве данное понятие отсутствует. Но благородство осталось в морали. Значит, наш ребенок и должен понять, что мы благородные люди, потому что каждый из нас честно делает свое дело и приносит обществу пользу, а ни в коем случае вред. То есть если родители рабочие или фермеры, то они создают материальные блага, без которых нельзя жить. Если они учителя, то в первую очередь несут в общество знания, если врачи, то лечат людей, если военные, то защищают Родину от нападения врага, если они предприниматели, то приносят людям пользу, оказывая людям услуги, посредством торговли, производства, строительства и т.д. Главное, ребенок должен понять, что каждый член семьи выполняет необходимую функцию, которая необходима людям и делает это честно и достойно. Здесь также очень важен личный пример. Потому что если, родители не являются честными и достойными гражданами, то как бы они не старались, ребенок все равно поймет, или же просто почувствует это подсознательно, и тогда не ждите от него самоотверженности и благородных поступков. Просто необходимо очень жестко контролировать свое поведение в отношениях с окружающими людьми. Помните, что бы вы не делали, ваш ребенок смотрит на вас, и ваше поведение для него является важнейшим образцом. Как вы относитесь к своим родителям, так он впоследствии будет относиться и к вам. Он будет общаться с окружающими людьми так же, как это делаете вы. А еще очень часто дети превосходят своих родителей. Как в хорошем, так и в плохом. Помните об этом всегда. РЕБЕНОК РЯДОМ!!! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал благородным, в первую очередь будьте благородны и вы. Это правило номер один.
Итак, после того, как определен круг благородных и самоотверженных людей, которые окружаю ребенка, можно переходить к следующему шагу, к созданию того свода правил, кодекса чести, которым и будет руководствоваться ребенок. На первом этапе это должен быть очень простой и понятный свод правил, состоящий максимум из пяти-десяти пунктов. Причем, он должен быть не запрещающим (нельзя говорить неправду) , а направляющим. Например: «Коля Иванов всегда говорит только правду». «Коля Иванов никогда не обижает девочек», «Коля всегда помогает родителям в домашних делах». У ребенка естественно и закономерно возникнет вопрос. Почему он должен выполнять данные правила. И здесь ему нужно объяснить два пункта. Первое, Коля должен выполнять эти правила, потому что он Иванов, а все Ивановы их исполняют. И не только Ивановы, а все честные и благородные люди . И все Ивановы стремятся быть такими людьми. Второе, что надо объяснить, это суть каждого правила. «Коля Иванов никогда не возьмет ничего чужого». Почему? А потому что это воровство. Ребенок с пеленок должен знать, что такое воровство, и почему им нельзя заниматься. Во всех аспектах: моральных, правовых, религиозных. Многие родители совершают принципиальную ошибку, когда запрещают ребенку совершать те или иные поступки, но не объясняют все стороны данных правонарушений, всю их опасность и вред для людей и самого правонарушителя, ограничивая знания ребенка только страхом наказания за них. Отсюда напрашивается вывод, что ребенок не совершает правонарушения только из страха наказания. Но именно здесь и кроется соблазн и даже азартное и сладостное желание что-то натворить, но так, чтобы этого никто не узнал. То есть, начинает действовать правило «Главное, не попадайся». А это очень опасно.
По мере взросления ребенка, кодекс постоянно пополняется новыми правилами, более строгими и сложными. Но палку перегибать здесь тоже не следует.
Ну и конечно, все это время сам ребенок должен постоянно на практике доказывать, что он самоотверженный и благородный человек. Тут уж родители должны проявить фантазию.
Самое простое, это начать с малышом игру «Добрые поступки». Помните, как их совершал Незнайка? Вот-вот. Именно этим должен заниматься и ваш малыш. Как минимум три добрых поступка в день. Постепенно, совершать добрые дела, войдет у него в привычку, которая останется с ним на всю жизнь.
Вспомним золотое правило Макаренко, который учил своих воспитанников каждый вечер задавать себе самый важный и жизненный вопрос: «А что хорошего я сделал за сегодняшний день?» Почему бы и нам не воспользоваться этим простым, но очень действенным приемом? Этот нехитрый прием также поможет ребенку научиться давать оценку всем своим действиям и своей личности. Это даст ему возможность рано вывести самооценку и осознать себя как личность.
 

Дмитрий Суслин, учитель высшей категории, писатель

.

 
  Все статьи
Все книги Электронные книги
Детские книги Скачать книги
Для взрослых Скачать книги бесплатно
Рассказы Бесплатные книги
Фантастика Наша Нарния
Фэнтези Дж,Р,Р.Толкиен и его мир.
Сказки Николай Носов и его мир
Мистика  
Юмор Статьи
Детективы  
Любовные романы библиография