Благородство - как развить у ребенка умение вести
себя самоотверженно.
Задача, которая стоит перед нами очень не простая.
Каким образом научить ребенка вести себя
самоотверженно? Купить ему костюм Зорро и шпагу и
отдать в секцию фехтования? Почему бы и нет? Очень
не плохое решение. И все же, боюсь, этого будет
мало.
Быть самоотверженным это не только смелость и
отвага, это в первую очередь умение ставить
общественные интересы выше личных. Но что значит
общественные интересы для отдельного субъекта? Здесь
надо разобраться с уровнем этих самых общественных
интересов. Таковых можно выделить четыре. Уровень
первый – это семья (родные и близкие), и ее
интересы. Второй уровень – коллектив, учебный или
рабочий. Третий уровень – страна, родина,
государство, гражданином, которого ты являешься.
Наконец последний уровень – это Человечество или
планета Земля. Теперь, разобравшись с уровнем
общественных интересов, мы можем сделать вывод, что
быть самоотверженным – это поступать так, чтобы
приносить пользу не столько себе, сколько семье,
классу или коллективу, России или всему
человечеству. В этом и заключается благородство в
его современном понятии. Благородный человек всегда
старается для других, а не для себя, в этом его
самоотверженность.
А вот теперь мы снова возвращаемся к вопросу, как
развить у ребенка умение вести себя самоотверженно.
Какие шаги мы родители должны сделать и какие
действия предпринять, чтобы наш ребенок вырос
благородным и самоотверженным?
Для того, чтобы определить дальнейшую тактику нашего
поведения, полезно вспомнить историю и литературу.
Кто и когда называл себя благородным?
На память сразу приходят такие социальные группы,
как западно-европейское рыцарство, японские самураи,
северо-американские индейцы или герои любимых книг:
Дон Кихот, мушкетер Атос, Владимир Дубровский,
Виннету и многие другие. Что их всех объединяет? На
мой взгляд, это две вещи. Первое – принадлежность к
благородной семье (клану, сословию), второе, у всех
у них есть писанный или неписанный свод правил,
неукоснительно и самоотверженно исполняя который,
они и удостаиваются чести называться благородными.
Вспомнили? Рыцарский кодекс, кодекс самурая,
дворянский кодекс и т.д. То есть, у человека есть не
только благородные родители и прочие предки, но
также существует руководство к действию, в котором
четко и ясно сказано, что делать нужно, а что
нельзя. Если человек выполняет этот кодекс, значит
он благородный и достоин своих предков, если нет,
то, увы, он таковым не является.
Исходя из всего вышесказанного, мы и должны
объяснить ребенку две вещи: объяснить ему, что он,
его родители и прочие близкие есть благородные люди,
и заложить в его сознании те самые правила, тот
кодекс чести, который он и должен будет
самоотверженно исполнять всю свою жизнь.
Согласитесь, задача не простая.
Теперь подробнее остановимся на благородстве нашей
семьи. Что значит благородная семья в наше время,
когда согласно конституции мы все равны. Раньше все
было проще. Общество делилось на сословия, и
благородными считались только правящие и обладающие
привилегиями дворянство и духовенство. То есть
благородство крови прописывалось в законе. Теперь
этого нет. Все мы равноправные граждане. В
современном законодательстве данное понятие
отсутствует. Но благородство осталось в морали.
Значит, наш ребенок и должен понять, что мы
благородные люди, потому что каждый из нас честно
делает свое дело и приносит обществу пользу, а ни в
коем случае вред. То есть если родители рабочие или
фермеры, то они создают материальные блага, без
которых нельзя жить. Если они учителя, то в первую
очередь несут в общество знания, если врачи, то
лечат людей, если военные, то защищают Родину от
нападения врага, если они предприниматели, то
приносят людям пользу, оказывая людям услуги,
посредством торговли, производства, строительства и
т.д. Главное, ребенок должен понять, что каждый член
семьи выполняет необходимую функцию, которая
необходима людям и делает это честно и достойно.
Здесь также очень важен личный пример. Потому что
если, родители не являются честными и достойными
гражданами, то как бы они не старались, ребенок все
равно поймет, или же просто почувствует это
подсознательно, и тогда не ждите от него
самоотверженности и благородных поступков. Просто
необходимо очень жестко контролировать свое
поведение в отношениях с окружающими людьми.
Помните, что бы вы не делали, ваш ребенок смотрит на
вас, и ваше поведение для него является важнейшим
образцом. Как вы относитесь к своим родителям, так
он впоследствии будет относиться и к вам. Он будет
общаться с окружающими людьми так же, как это
делаете вы. А еще очень часто дети превосходят своих
родителей. Как в хорошем, так и в плохом. Помните об
этом всегда. РЕБЕНОК РЯДОМ!!! Если вы хотите, чтобы
ваш ребенок стал благородным, в первую очередь
будьте благородны и вы. Это правило номер один.
Итак, после того, как определен круг благородных и
самоотверженных людей, которые окружаю ребенка,
можно переходить к следующему шагу, к созданию того
свода правил, кодекса чести, которым и будет
руководствоваться ребенок. На первом этапе это
должен быть очень простой и понятный свод правил,
состоящий максимум из пяти-десяти пунктов. Причем,
он должен быть не запрещающим (нельзя говорить
неправду) , а направляющим. Например: «Коля Иванов
всегда говорит только правду». «Коля Иванов никогда
не обижает девочек», «Коля всегда помогает родителям
в домашних делах». У ребенка естественно и
закономерно возникнет вопрос. Почему он должен
выполнять данные правила. И здесь ему нужно
объяснить два пункта. Первое, Коля должен выполнять
эти правила, потому что он Иванов, а все Ивановы их
исполняют. И не только Ивановы, а все честные и
благородные люди . И все Ивановы стремятся быть
такими людьми. Второе, что надо объяснить, это суть
каждого правила. «Коля Иванов никогда не возьмет
ничего чужого». Почему? А потому что это воровство.
Ребенок с пеленок должен знать, что такое воровство,
и почему им нельзя заниматься. Во всех аспектах:
моральных, правовых, религиозных. Многие родители
совершают принципиальную ошибку, когда запрещают
ребенку совершать те или иные поступки, но не
объясняют все стороны данных правонарушений, всю их
опасность и вред для людей и самого правонарушителя,
ограничивая знания ребенка только страхом наказания
за них. Отсюда напрашивается вывод, что ребенок не
совершает правонарушения только из страха наказания.
Но именно здесь и кроется соблазн и даже азартное и
сладостное желание что-то натворить, но так, чтобы
этого никто не узнал. То есть, начинает действовать
правило «Главное, не попадайся». А это очень опасно.
По мере взросления ребенка, кодекс постоянно
пополняется новыми правилами, более строгими и
сложными. Но палку перегибать здесь тоже не следует.
Ну и конечно, все это время сам ребенок должен
постоянно на практике доказывать, что он
самоотверженный и благородный человек. Тут уж
родители должны проявить фантазию.
Самое простое, это начать с малышом игру «Добрые
поступки». Помните, как их совершал Незнайка?
Вот-вот. Именно этим должен заниматься и ваш малыш.
Как минимум три добрых поступка в день. Постепенно,
совершать добрые дела, войдет у него в привычку,
которая останется с ним на всю жизнь.
Вспомним золотое правило Макаренко, который учил
своих воспитанников каждый вечер задавать себе самый
важный и жизненный вопрос: «А что хорошего я сделал
за сегодняшний день?» Почему бы и нам не
воспользоваться этим простым, но очень действенным
приемом? Этот нехитрый прием также поможет ребенку
научиться давать оценку всем своим действиям и своей
личности. Это даст ему возможность рано вывести
самооценку и осознать себя как личность.
Дмитрий Суслин,
учитель высшей категории, писатель
. |