РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ: Дмитрий Суслин и его электронные книги. Детская литература.  
  РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ - Дмитрий Суслин и его электронные КНИГИ. Качественная детская литература.      
[ Биография
Интервью
Отклики читателей
Книги
Иллюстрации
Жуткие рассказы
Клуб «Белая башня»
Гостевая книга
Ссылки
]

 
 

Неприятности в семье (развод родителей, болезнь и т.п.)– как их пережить, что при этом говорить ребёнку, как его подготовить, как вести себя родителям в таких ситуациях.

Жизнь прожить, не поле перейти. Очень верная пословица. Не правда ли? Сколько в жизни бывает моментов, которые нас радуют или огорчают. И каждому из нас хочется, чтобы первых было больше, а вторых не было бы вообще. Но к величайшему сожалению так не бывает. Жизнь любого человека наполнена трудностями, неприятностями и переживаниями. Нет на земле таких людей, которые бы жили без неприятностей или жизненных трудностей. И речь идет не о том, как избежать отрицательных моментов в нашей повседневной жизни, а как справиться с ними самостоятельно с наименьшими для себя потерями. И вот тут выясняется, что этого-то многие и не умеют. А неумение справляться с трудностями и отрицательные переживания по этому поводу становятся главными факторами такой болезни, как стресс. Ничто не убивает человека и не гасит в человеке личность, как стресс. К сожалению, дети так же, как и взрослые подвержены его влиянию.
Конечно, мы родители изо всех сил стараемся уберечь своих детей от возможных неприятностей в жизни и разрешить трудности на их пути. Это одна из наших важнейших обязанностей, наш родительский долг, если хотите. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый шаг ребенка, решать за него ВСЕ его собственные проблемы дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что мы можем сделать - это подготовить ребенка самостоятельно преодолевать трудности, которые встанут на его жизненном пути.
А трудностей у ребенка, поверьте, а если не верите, то вспомните свое собственное детство, никак не меньше, чем у взрослого. Их можно условно разделить на две категории. Трудности и неприятности высшей сложности, к которым относятся неприятности в семье(ссоры и скандалы), развод родителей, тяжелая болезнь или смерть близких людей. И так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» повседневные. И знаете, их значение не менее велико, потому что в отличии от первых, они происходят в десятки раз чаще, поэтому они также способны вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, неверный ответ у доски, напряженные отношения с классом, с учителями и т.д..). Это можно объяснить тем, что эти подобные, казалось бы, «мелочи жизни» нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.
Значит, вывод, который мы можем сделать из всего вышесказанного такой: чтобы подготовить ребенка к ситуациям первой категории, т.е. повышенной сложности, он должен уметь легко справлять с ситуациями второй категории, т.е. с повседневными обыденными трудностями.
Теперь давайте выясним, как это сделать. И первое, о чем хотелось бы сказать, это то, что главная роль принадлежит здесь тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт, то есть нам - родителям. И поверьте, никто кроме нас этого делать не будет.
Психологи утверждают, что роль родителей в данном контексте представляется двоякой. Во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации. Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни. А вот теперь разберем, как это делается. Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Его определяет стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье. Были установлены следующие зависимости:
А) авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.
Во-вторых, собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) копирует, сталкиваясь с подобной ситуацией.
Следовательно, задача родителей стать авторитетными, а не авторитарными или снисходительными, и находясь в трудных ситуациях вести себя спокойно и достойно, не терять самоконтроль выстраивать свое поведение в нужных рамках.
Также нужно упомянуть о том, что в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспитываются в самых трудных (порой ужасных) условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит, во что бы то ни стало.
Не правда ли этот факт убеждает нас действовать, как можно быстрее, чтобы и своих, живущих в нормальных условиях, детей сделать «Неуязвимыми». Для этого, как ни странно, не так уж много надо сделать. Всего лишь запустить их умственные возможности на полную катушку. При чем действовать надо на всех направлениях.
Действие первое: приучить ребенка к чтению. Чем больше и качественнее ребенок читает, тем лучше. Книги должны быть художественные, научно-популярные, учебные и т.д.
Действие второе: приобщить ребенка к дополнительному образованию. Обязательно отдать ребенка в музыкальную или художественную школу. Это необходимое условие для умственного развития. Я работаю в школе с 1993 года, и за эти годы вывел для себя следующую закономерность. Самые успешные дети (и это не обязательно отличники) те, кто помимо основной школы, ходили в музыкальную, либо в художественную школы. Лучше даже, если у ребенка будет возможность учиться и там и там.
Действие третье. Обеспечить ребенку активный образ жизни. Чаще с ним гулять, играть, и заниматься спортом.
С физкультурой в современной школе просто беда. Вернее не с предметом, а с отношением к нему со стороны детей. В мои школьные годы урок физры был самым желанным и ожидаемым и воспринимался, как отдых от умственной нагрузки на других уроках. Современные дети боятся физры, как огня, занимаются очень плохо, постоянно пропускают или уклоняются и, как правило, очень быстро переходят в разряд депрессивных личностей. В результате они не могут справиться даже с трудностями второй категории. Не допускайте, чтобы ваш ребенок оказался в этой группе и подружите его со спортом и физкультурой.
Естественно, что предпринимая данные шаги, нужно учитывать индивидуальность ребенка, его склонности и интересы. Если будут успехи, поддерживайте его в них, поощряйте, если неудачи, то не акцентируйте на них внимания и не требуйте от ребенка невозможного, меняйте сферу деятельности. Ищите. Также будьте готовы к тому, что через год или через два он захочет бросить музыкалку (художку), и здесь вам понадобится много терпения и воли, чтобы удержать его от этого необдуманного шага. Здесь не отступайте ни в коем случае. Принцип здесь должен быть следующим: простую школу не бросают, значит дополнительные тоже надо проходить до победного финала.
Выполнив все эти нехитрые действия, вы тем самым подготовите ребенка к решению проблем, как второй, так и первой категории.
Теперь ответим на вопрос, что говорить ребенку, когда эти самые трудности из первой категории наступили? Ответ только один. Правду и ничего, кроме правды. Но делать это надо спокойно и на равных. Ваш ребенок готов к этому.
 

Дмитрий Суслин, учитель высшей категории, писатель

.
 
  Все статьи
Все книги Электронные книги
Детские книги Скачать книги
Для взрослых Скачать книги бесплатно
Рассказы Бесплатные книги
Фантастика Наша Нарния
Фэнтези Дж,Р,Р.Толкиен и его мир.
Сказки Николай Носов и его мир
Мистика  
Юмор Статьи
Детективы  
Любовные романы библиография