РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ ДЕТЯМ: Дмитрий Суслин и его электронные книги. Детская литература.  
  РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ФАНТАСТЫ - Дмитрий Суслин и его электронные КНИГИ. Качественная детская литература.      
[ Биография
Интервью
Отклики читателей
Книги
Иллюстрации
Жуткие рассказы
Клуб «Белая башня»
Гостевая книга
Ссылки
]

 
 

Сострадание - как научить ребенка чувствовать боль другого человека, сопереживать
 

Помнится, еще в семидесятых годах двадцатого века ученые поставили ошеломивший всех опыт. Суть его состояла в том, что в разных блоках с прозрачными стенками помещали двух крыс. У одной крысы был выработан рефлекс, при нажатии кнопки она получала лакомство. Но в данном опыте к другой крысе, той, что была за перегородкой, подводились электроды, связанные с этой самой кнопкой. То есть, когда крыса желавшая получить что-то вкусное, нажимала кнопку, другую в этот самый момент било сильным разрядом тока. Соответственно одно животное имело возможность видеть и слышать свою напарницу. В эксперименте были использованы несколько десятков животных. И что же выяснилось в ходе проводимого эксперимента? Животные разделились на три устойчивые и равномерные группы. Первая группа: видя страдания находящейся за стеклом крысы, животные отказывались нажимать на кнопку. То есть, они сразу же проявили наличие у них сострадания. Вторая группа: кнопку перестали нажимать те животные, которые сами в свою очередь были использованы в качестве жертвы. Сострадание у них появилось только после того, как они на собственной шкуре испытали, что такое бол, и поняли, откуда она исходит. И третья группа. В нее вошли животные, которые даже побывав в роли жертвы, продолжали нажимать кнопку, не обращая никакого внимания на чужие страдания, так как их цель была для них основополагающей. Отсюда был сделан вывод, что сострадание к чужой боли, к чужому горю – чувство природное и свойственно всем животным. Однако ученые сделали еще один вывод: это чувство не врожденное, а приобретенное и присутствует не у всех, а лишь у двух третьих представителей млекопитающих. Но было сделано еще одно заявление.У людей ситуация очень схожая. Одна треть представителей человечества начисто лишена сострадания. Не правда ли, тяжело это слышать?
И все же мы с вами, уважаемый читатель, люди, а не крысы. У нас есть очень мощный инструмент для выработки этого самого чувства. Инструмент этот называется ВОСПИТАНИЕ.
Что такое воспитание? Это процесс освоения социальных правил и моральных норм, пройдя который, человек и отличается от животного. И именно благодаря воспитанию и можно привить человеку такое важное качество, как сострадание, так оно является одним из ключевых понятий морали. Рядом с состраданием, очень близко находится такая моральная категория, как совесть. О ней я уже писал в статье «Совесть - как научить ребенка быть ответственным за свои поступки», ибо на вопрос «для чего нужно прививать сострадание ребенку?» будет тот же ответ что и на вопрос «Для чего в наше время нужно прививать ребенку совесть. И все же, не боясь повториться, главным ответом здесь ставлю: сострадание нашего ребенка в первую очередь нужно нам! Потому что в принципе детей растят и воспитывают для того, чтобы в будущем была опора в старости. Но опору старику могут оказать только люди, наделенные этим самым чувством.
Теперь у нас остается вопрос, заключенный в заголовке данной статьи. Каким образом научить ребенка чувствовать боль другого человека и сопереживать ему? Вот на этот вопрос мы и будем с вами искать ответ. Начнем с разбора такого важного понятия, как БОЛЬ,
Боль бывает физическая и душевная. Оба эти вида боли ребенок сознает в первые же месяцы своей жизни. Болит животик? Ребенок плачет. Почему? Потому что он ощущает физическую боль, и главное его желание избавиться от этого чувства и он плачет, пока родители не дают ему возможности перестать ее чувствовать. Второй случай. Малыш очень хочет на ручки к маме, но мама занята, она стирает, готовит или убирает, или просто устала и в данный момент не может взять ребенка на руки. Малыш удивлен, потрясен и его охватывает новое, доселе незнакомое ему чувство – боль ДУШЕВНАЯ. И он опять плачет и даже куда более горько, чем когда у него болел живот. Вот таким образом человек знакомится с этими двумя чувствами, которые пройдут с ним через всю жизнь до самой старости. Так что знакомить ребенка с болью нет никакой необходимости. Так что же нам делать? А мы должны сделать так, чтобы ребенок понял, что БОЛЬ может чувствовать не только он, но и другие. И не только люди, но и животные, растения, и даже игрушки.
В начале статьи уже говорилось о том, что сострадание прежде всего нужно будет нам самим, когда нас постигнет старость. Значит, и начинать уроки сострадания надо со стариков. Почему? Потому что старость является противоположностью детства. И уже в начале пути ребенок должен осознать, что его ждет и конец. Да-да! Как это не парадоксально и грустно звучит.
Маленькие дети очень любят стариков. Они очень к ним тянутся и легко заводят с ними дружбу, которая перерастает в любовь. Как вы думаете почему? Потому что дети очень хорошо чувствуют слабость старых людей. Именно слабость. зависимость и немощность их и объединяют. Это и есть связующая нить. И вот от того, какое отношение к старикам видит ребенок со стороны своих родителей, отсюда и начинается воспитание и прививание сострадания. У многих народов есть такая сказка. В одной семье жил старик, к которому очень плохо относились, дело дошло до того, что его не просто плохо кормили, но и кормили в хлеву вместе со свиньями в корыте. И вот однажды глава этой семьи видит, как его малолетний сын что-то пытается вырезать ножиком из дерева. «Что ты делаешь, сынок?» - спрашивает отец. «Я мастерю для тебя корыто» - отвечает сын. В тот же вечер герой этой сказки усадил своего старого отца за общий стол и изменил к нему отношение. До человека дошло, что его ожидает при таком его нынешнем поведении. Корыто в хлеву со свиньями.
Психологами и педагогами замечено, что дети, которые живут без общения со старыми людьми, более черствые, чем их ровесники, которые живут с бабушками и дедушками. В наши дни нуклеарные (двупоклоенные, т.е. только супруги и их дети) семьи преобладают, и мы воочию наблюдаем очерствение общества. В общественном транспорте это особенно заметно.
Так что первым и очень важным в привитии сострадания – это наличие стариков и наше к ним сострадательное отношение. Инструмент тут только один - личный пример.
Невероятно мощным средством для воспитания нравственной личности я считаю художественную литературу в классических ее образцах. В книгах великих писателей заложено столько добра, сколько его нет нигде. Это неиссякаемый источник. Сделайте все возможное и невозможное, чтобы ваш ребенок искренне полюбил чтение. Если вам это удастся, то будьте спокойны – половину дела за вас сделают книги, а к вам на помощь придут Толстой, Достоевский, Пушкин, Сервантес, Чехов, Диккенс. Согласитесь, неплохая компания. Очень полезно ребенку читать книги о животных.
Кстати о домашних животных. Кошки и собаки в доме – фактор очень важный для выработки сострадания. Не зря же их называют братьями нашими меньшими. Главное, не относиться к ним, как к вещам или игрушкам. Величайшую ошибку делают родители, когда выкидывают животных, по той причине, что они якобы надоели детям. Если уж завели животное, ни в коем случае его не выбрасывайте. Потому что тем самым вы дадите своему ребенку модель поведения, и есть риск, что потом в старости выбросят уже вас. Думайте, такого не бывает? Увы! К сожалению, нам статистика не известна. Она скрываема. Но процент выброшенных стариков увеличивается с каждым днем.
Заканчивая статью, хочется еще раз напомнить и подчеркнуть. Сострадание со стороны детей нужно, прежде всего, нам, их родителям и обществу в целом.
 

Дмитрий Суслин, учитель высшей категории, писатель

.

 
  Все статьи
Все книги Электронные книги
Детские книги Скачать книги
Для взрослых Скачать книги бесплатно
Рассказы Бесплатные книги
Фантастика Наша Нарния
Фэнтези Дж,Р,Р.Толкиен и его мир.
Сказки Николай Носов и его мир
Мистика  
Юмор Статьи
Детективы  
Любовные романы библиография