Сострадание - как научить ребенка чувствовать боль
другого человека, сопереживать
Помнится, еще в семидесятых годах двадцатого века
ученые поставили ошеломивший всех опыт. Суть его
состояла в том, что в разных блоках с прозрачными
стенками помещали двух крыс. У одной крысы был
выработан рефлекс, при нажатии кнопки она получала
лакомство. Но в данном опыте к другой крысе, той,
что была за перегородкой, подводились электроды,
связанные с этой самой кнопкой. То есть, когда крыса
желавшая получить что-то вкусное, нажимала кнопку,
другую в этот самый момент било сильным разрядом
тока. Соответственно одно животное имело возможность
видеть и слышать свою напарницу. В эксперименте были
использованы несколько десятков животных. И что же
выяснилось в ходе проводимого эксперимента? Животные
разделились на три устойчивые и равномерные группы.
Первая группа: видя страдания находящейся за стеклом
крысы, животные отказывались нажимать на кнопку. То
есть, они сразу же проявили наличие у них
сострадания. Вторая группа: кнопку перестали
нажимать те животные, которые сами в свою очередь
были использованы в качестве жертвы. Сострадание у
них появилось только после того, как они на
собственной шкуре испытали, что такое бол, и поняли,
откуда она исходит. И третья группа. В нее вошли
животные, которые даже побывав в роли жертвы,
продолжали нажимать кнопку, не обращая никакого
внимания на чужие страдания, так как их цель была
для них основополагающей. Отсюда был сделан вывод,
что сострадание к чужой боли, к чужому горю –
чувство природное и свойственно всем животным.
Однако ученые сделали еще один вывод: это чувство не
врожденное, а приобретенное и присутствует не у
всех, а лишь у двух третьих представителей
млекопитающих. Но было сделано еще одно заявление.У
людей ситуация очень схожая. Одна треть
представителей человечества начисто лишена
сострадания. Не правда ли, тяжело это слышать?
И все же мы с вами, уважаемый читатель, люди, а не
крысы. У нас есть очень мощный инструмент для
выработки этого самого чувства. Инструмент этот
называется ВОСПИТАНИЕ.
Что такое воспитание? Это процесс освоения
социальных правил и моральных норм, пройдя который,
человек и отличается от животного. И именно
благодаря воспитанию и можно привить человеку такое
важное качество, как сострадание, так оно является
одним из ключевых понятий морали. Рядом с
состраданием, очень близко находится такая моральная
категория, как совесть. О ней я уже писал в статье
«Совесть - как научить ребенка быть ответственным за
свои поступки», ибо на вопрос «для чего нужно
прививать сострадание ребенку?» будет тот же ответ
что и на вопрос «Для чего в наше время нужно
прививать ребенку совесть. И все же, не боясь
повториться, главным ответом здесь ставлю:
сострадание нашего ребенка в первую очередь нужно
нам! Потому что в принципе детей растят и
воспитывают для того, чтобы в будущем была опора в
старости. Но опору старику могут оказать только
люди, наделенные этим самым чувством.
Теперь у нас остается вопрос, заключенный в
заголовке данной статьи. Каким образом научить
ребенка чувствовать боль другого человека и
сопереживать ему? Вот на этот вопрос мы и будем с
вами искать ответ. Начнем с разбора такого важного
понятия, как БОЛЬ,
Боль бывает физическая и душевная. Оба эти вида боли
ребенок сознает в первые же месяцы своей жизни.
Болит животик? Ребенок плачет. Почему? Потому что он
ощущает физическую боль, и главное его желание
избавиться от этого чувства и он плачет, пока
родители не дают ему возможности перестать ее
чувствовать. Второй случай. Малыш очень хочет на
ручки к маме, но мама занята, она стирает, готовит
или убирает, или просто устала и в данный момент не
может взять ребенка на руки. Малыш удивлен, потрясен
и его охватывает новое, доселе незнакомое ему
чувство – боль ДУШЕВНАЯ. И он опять плачет и даже
куда более горько, чем когда у него болел живот. Вот
таким образом человек знакомится с этими двумя
чувствами, которые пройдут с ним через всю жизнь до
самой старости. Так что знакомить ребенка с болью
нет никакой необходимости. Так что же нам делать? А
мы должны сделать так, чтобы ребенок понял, что БОЛЬ
может чувствовать не только он, но и другие. И не
только люди, но и животные, растения, и даже
игрушки.
В начале статьи уже говорилось о том, что
сострадание прежде всего нужно будет нам самим,
когда нас постигнет старость. Значит, и начинать
уроки сострадания надо со стариков. Почему? Потому
что старость является противоположностью детства. И
уже в начале пути ребенок должен осознать, что его
ждет и конец. Да-да! Как это не парадоксально и
грустно звучит.
Маленькие дети очень любят стариков. Они очень к ним
тянутся и легко заводят с ними дружбу, которая
перерастает в любовь. Как вы думаете почему? Потому
что дети очень хорошо чувствуют слабость старых
людей. Именно слабость. зависимость и немощность их
и объединяют. Это и есть связующая нить. И вот от
того, какое отношение к старикам видит ребенок со
стороны своих родителей, отсюда и начинается
воспитание и прививание сострадания. У многих
народов есть такая сказка. В одной семье жил старик,
к которому очень плохо относились, дело дошло до
того, что его не просто плохо кормили, но и кормили
в хлеву вместе со свиньями в корыте. И вот однажды
глава этой семьи видит, как его малолетний сын
что-то пытается вырезать ножиком из дерева. «Что ты
делаешь, сынок?» - спрашивает отец. «Я мастерю для
тебя корыто» - отвечает сын. В тот же вечер герой
этой сказки усадил своего старого отца за общий стол
и изменил к нему отношение. До человека дошло, что
его ожидает при таком его нынешнем поведении. Корыто
в хлеву со свиньями.
Психологами и педагогами замечено, что дети, которые
живут без общения со старыми людьми, более черствые,
чем их ровесники, которые живут с бабушками и
дедушками. В наши дни нуклеарные (двупоклоенные,
т.е. только супруги и их дети) семьи преобладают, и
мы воочию наблюдаем очерствение общества. В
общественном транспорте это особенно заметно.
Так что первым и очень важным в привитии сострадания
– это наличие стариков и наше к ним сострадательное
отношение. Инструмент тут только один - личный
пример.
Невероятно мощным средством для воспитания
нравственной личности я считаю художественную
литературу в классических ее образцах. В книгах
великих писателей заложено столько добра, сколько
его нет нигде. Это неиссякаемый источник. Сделайте
все возможное и невозможное, чтобы ваш ребенок
искренне полюбил чтение. Если вам это удастся, то
будьте спокойны – половину дела за вас сделают
книги, а к вам на помощь придут Толстой,
Достоевский, Пушкин, Сервантес, Чехов, Диккенс.
Согласитесь, неплохая компания. Очень полезно
ребенку читать книги о животных.
Кстати о домашних животных. Кошки и собаки в доме –
фактор очень важный для выработки сострадания. Не
зря же их называют братьями нашими меньшими.
Главное, не относиться к ним, как к вещам или
игрушкам. Величайшую ошибку делают родители, когда
выкидывают животных, по той причине, что они якобы
надоели детям. Если уж завели животное, ни в коем
случае его не выбрасывайте. Потому что тем самым вы
дадите своему ребенку модель поведения, и есть риск,
что потом в старости выбросят уже вас. Думайте,
такого не бывает? Увы! К сожалению, нам статистика
не известна. Она скрываема. Но процент выброшенных
стариков увеличивается с каждым днем.
Заканчивая статью, хочется еще раз напомнить и
подчеркнуть. Сострадание со стороны детей нужно,
прежде всего, нам, их родителям и обществу в целом.
Дмитрий Суслин,
учитель высшей категории, писатель
.
|